г. Екатеринбург

ВЕСТИ АРХИВ

 
Астрахань. Казачий форум

Межрегиональный казачий форум затронул острые вопросы развития казачества.

4 сентября 2016 года в здании «Цейхгауза» Астраханского кремля прошло пленарное заседание форума «Историческое, культурное, духовно-нравственное наследие казачества России: опыт Астраханской области».

Казаки Астраханской области, Москвы, Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв, Республики Крым собрались вместе, чтобы обсудить актуальные, а порой и наболевшие вопросы развития казачества.

С приветственными словами на сцене выступили митрополит Астраханский и Камызякский Никон, митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством Кирилл и представители казачьих войск.

Выступающие затронули самые животрепещущие темы: воспитание молодёжи, связь казачества и церкви, неофициально ведущуюся борьбу между реестровыми и нереестровыми казаками, а также роль женщины в казачестве.

О важной роли казачества в воспитании молодёжи рассказал атаман Астраханского окружного казачьего общества Константин Маркелов. «Конечно, все наши наработки, все достижения по возрождению и становлению казачества нам хотелось бы передать после себя в надёжные руки, чтобы движение продолжалось. Но просто так эти надёжные руки ниоткуда не возьмутся, их надо подготовить, над этим мы и работаем. Сейчас можно видеть, что в казачество приходит молодёжь: активная, целеустремленная, искренняя, верующая. Это очень важно. И надо дать им понять, что в казачестве можно реализовать себя по-разному. Есть возможность каждому найти дело по душе: охранять общественный порядок, заниматься сельским хозяйством и земледелием, возрождать и развивать культурные традиции, народные промыслы, возможно, заниматься благотворительностью. Буквально каждый может найти возможность себя проявить», — сказал Маркелов.

О необходимости прекратить негласную борьбу между реестровыми и нереестровыми казаками заявил управляющий Ахтубинской Епархией епископ Антоний. Он отметил, что к большому сожалению некоторые казаки вместо того, чтобы объединить усилия для достижения общей цели, заняты борьбой за звание «самого настоящего казака». Реестровые казаки (официально зарегистрированные в государственном реестре казачьих войск) зачастую считают нереестровых «ненастоящими», вторые же отвечают им полным игнорированием общественных инициатив и отказом от взаимодействия. Антоний призвал прекратить ненужные распри и задуматься о том, что благие дела надо делать сообща. Кто хочет зарегистрироваться как казак — тот может это сделать, а кто не хочет — вполне может помогать в общественной деятельности и без регистрации в реестре.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством Кирилл отметил, что сейчас каждый патриот очень нужен Отечеству и важен народу. «Не так много людей в нашей повседневной жизни присягают на верность Родине. Это важный и ответственный шаг — принести клятву верности, ведь потом её нельзя нарушить. А казаки присягают на верность вере Православной, Отечеству и казачеству. Мы, видя их желание служить Православию, Отечеству, конечно, будем всячески казакам помогать и содействовать», — сказал он.


 
Скорбная весть

13 августа 2016 года после продолжительной болезни скончался воин-интарнационалист, наш казак и старейшина «Исетской Линии», войсковой старшина Михно Константин Михайлович. Константин Михайлович кавалер Ордена «Красной Звезды», медалей «За отвагу» и «Боевые заслуги» и др. Вечная память воину — и царства небесного!


 
С юбилеем, казак!

6 августа 2016 года исполняется 60 лет духовному наставнику КУ ХКО «Казачья Застава» «Исетской Линии» ОВКО, есаулу, благочинному города Каменска-Уральского, настоятелю Храма Покрова Пресвятой Богородицы, протоиерею Таушканову Евгению Викторовичу.

Много лет отец Евгений был духовником нашего 5-го отдела Оренбургского войскового казачьего общества.

Атаманское правление «Исетской Линии» ОВКО от души поздравляет уважаемого казака, мудрого товарища и духовного наставника отца Евгения с юбилеем! Желаем батюшке душевного утешения, крепкого здоровья, неувядаемого боевого казачьего духа и духовного спасения!

2 апреля 1990 г. Евгений Таушканов рукоположен в сан диакона к приходу Покрова Божией Матери с. Волково Свердловской области. 8 сентября 1991 г. отец Евгений рукоположен в сан иерея к приходу Покрова Божией Матери (на Горе). В июле 1995 г. переведён на приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Волково, в сентябре 1995 г. назначен настоятелем этого же прихода. В 2006 г. возведён в сан протоиерея. В мае 2012 г. назначен благочинным Каменского благочиния.


 
Встреча Епископа

6 августа 2016 года казаки НО ХКО «Станица Державная» «Исетской Линии» ОВКО приняли участие в торжественной встрече Преосвященнейшего Евгения (Кульберга), возведённого в сан Епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской Митрополии. Встреча состоялась на Вознесенском Архиерейском подворье г. Екатеринбурга.

Во время своего торжественного входа Владыка Евгений преподал Своё Архипастырское благословение казакам и вместе с Высокопреосвященнейшим Кириллом, Митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским, возглавил всенощное бдение, состоявшееся в Храме Вознесения Господня.

Получив благословение, делегация казаков также приняла участие в Богослужении.


 
Обычай. Учимся у предков

Природные нравы казаков.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему - особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъёме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали казаки отказать в просьбе просящего и в подаянии - нищему (считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и приём пищи - даже в полевых условиях.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, дабы не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нём, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: "Изверился человек в рубле, не поверят и в игле".

Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приёма гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идёт застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).


 
Казаки - во славу десанта

Военно-спортивный праздник

«За ВДВ»!

В канун празднования 86-й годовщины образования Воздушно-Десантных Войск, 1 августа 2016 года казаки хутора Северный (атаман Евгений Бунтов) «Исетской Линии» ОВКО совместно с ветеранами афганской войны Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а также МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие» и ДЮК «Новатор» организовали и провели военно-спортивный праздник «За ВДВ».

Дело в том, что из двадцати семи казаков хутора Северный пятеро проходили срочную службу в составе частей ВДВ, поэтому в военно-патриотической работе для казаков Северного тема крылатой гвардии всегда актуальна. Ведь именно десантники, как  когда-то казаки, вобрали в себя, в свои воинские умения и навыки всё лучшее, оптимальное и эффективное из военной практики и боевого опыта. Иначе на войне не выжить, не победить.

На торжественном построении в приветственной части для курсантов-участников соревнований в исполнении казаков-ветеранов ВДВ прозвучала казачья песня, было продемонстрировано мастерство фланкировки казачьей шашкой.

Соревнования «За ВДВ» проводились в целях повышения престижа у молодёжи службы в Воздушно-Десантных Войсках и Вооруженных силах Российской Федерации, для формирования здорового образа жизни и активной жизненной позиции молодых патриотов. В соревнованиях приняли участие команды по 5 человек - мальчишки и девчонки из различных военно-патриотических клубов десантной направленности в возрасте от 10 до 16 лет. Местом проведения был определён лес парка «Победы» на Уралмаше.

Соревнования проводились этапами в форме выполнения различных задач, выполняемых одновременно всеми участниками команды:

1 этап

1. Проверка на знание воинских званий

2. Снаряжение магазина АК-74

3. Оказание первой медицинской помощи

4. Стрельба из пневматической винтовки

5. Метание гранаты

Зачётное время на финише по последнему участнику команды.

2 этап

1. Установить радиосвязь с каждым участникам команды

2. Сборка АК-74М. Установить связь по рации с командиром

3. Вынос раненого из зоны радиоактивного заражения. Установить радиосвязь с командиром

4. Стрельба из пневматического пистолета. Установить связь по рации с командиром

5. Определить тип боеприпаса. Установить радиосвязь с командиром

Зачётное время на финише по последнему участнику команды.

Для юных зрителей, которых собралось тоже не мало, была проведёна викторина на знание военной истории России.

Победитель соревнования определился по сумме наименьшего времени прохождения этапов. Но в таких соревнованиях не бывает проигравших, ведь, как говорят десантники, «Победишь себя — станешь непобедим!»

После соревнований состоялась военно-полевая трапеза, а также подведение итогов, выдача дипломов и памятных подарков участникам и победителям.

Слава ВДВ! Слава Богу — мы казаки!

Спецкор А. Кошелева


 
В посёлке Сарапулка

Казаки на Дне посёлка Сарапýлка.

30 июля 2016 года по приглашению местной администрации казаки «Исетской Линии» ОВКО из хутора Кашинский и хутора Северный во главе с атаманом отдела войсковым старшиной В.А. Волковым приняли участие в праздновании дня посёлка Сарапýлка Свердловской области.

К 12:00 часам в центре посёлка Сарапулка на лужайке возле стадиона казаки разбили свой бивак. Для сельчан исетцы привезли свою передвижную выставку исторического казачьего вооружения и традиционных музыкальных инструментов, от которой не было отбоя, ведь все экспонаты можно было потрогать своими руками.

Была организована «точка» по разборке и сборке автомата АК-74. А демонстрация фланкировки шашкой, рубка лозы и бутылки, песнопения и наигрыши под гармонь, гусли, балалайку и казачью колёсную лиру собрали много слушателей, пришедших на народные гуляния в честь Дня посёлка. Сельчане много спрашивали, искренне интересуясь бескрайней казачьей темой, историей казачества на Урале, современной жизнью казаков. Были среди зрителей и те, кто вспоминал свои казачьи корни, тут же начиная рассказывать о них, показывая старинные фотографии своих казачьих предков с георгиевскими крестами.

Когда-то в этих местах, ещё во второй половине 17 века проходили казаки, остатки отрядов Ермака Тимофеевича, и даже местечко — деревня Становая — была заложена и обжита ими.

Передвигаясь по Среднему Уралу, не перестаёшь удивляться, как много у нас мест, овеянных казачьей славой: старинных, забытых, но жадно ждущих разгадки своих корней.


 
Изучая казачий фольклор

С.Черницын

КАЗАЧЬИ ОБЫЧАИ И ПРИМЕТЫ, ОТРАЖЁННЫЕ В ФОЛЬКЛОРЕ.

Воинская обрядность донского казачества все ещё остаётся малоизученной областью этнографии. В работах донских исследователей прошлого и начала нынешнего веков накоплен интересный материал, характеризующий различные её аспекты. Однако специальных исследований по этим проблемам нет, о чём более подробно говорится в моей статье, посвящённой ритуалу казачьих проводов на службу.

Настоящая статья продолжает изучение компонентов воинской культуры донских казаков (обычаев, гаданий, примет), связанных с действительной военной службой. Хронологические рамки работы охватывают период с XIX по начало XX вв, когда оформились основные принципы её прохождения. Некоторые обычаи и приметы были записаны в начале 1980-х годов во время полевых исследований в станицах Вешенской, Митякинской, Старочеркасской и их хуторах. В качестве источников привлекались также фольклорные тексты. Автор исходил из того, что в них, пусть и в редуцированном виде, отражены конкретные культурные реалии, в том числе и сведения о ритуальных действиях. Для проверки достоверности сведений, содержащихся в фольклоре, целесообразно сопоставлять эту информацию с письменными источниками.

В исследовании поставлены следующие задачи: во-первых, обобщить собранные по теме сведения; во-вторых, определить, по мере возможности, смысл тех или иных явлений. В-третьих, используя данные о других группах казачества, а также русского населения, обозначить распространение и этнические корни описанных обычаев и примет.
Знакомство с материалом позволяет говорить о представлении, что перед уходом на службу служилый должен получить прощение у станичников и близких, чтобы на него «не держали зла». С этим связан, на наш взгляд обычай, бытовавший в хуторах ст. Митякинской, перед уходом на службу целовать все иконы в доме. Он перекликается с действиями на проводах у северных великоруссов, когда в Олонецкой губернии рекрут не только обходил комнаты в доме, молясь и падая ниц, но и, попрощавшись с родными и близкими, просил прощения у домашних животных. Интересны наблюдения М.Чайковского за проводами на службу у майносских некрасовцев во второй четверти XIX века.

Последние в своей культуре сохранили много общих признаков с культурой донских казаков. По данным М. Чайковского, вооружённые казаки, собравшись на площади: по очереди проезжали на конях перед стариками и атаманом и каждый спрашивал: «Нет ли милосердного человека, который взял бы на себя попечение перед Богом о моей грешной душе?» Если он был хорошего поведения, то один из стариков отвечал: «Я (имя и прозвание) беру попечение о твоей душе перед Богом, буду молиться, чтобы Бог сохранил тебя для покаяния в грехах, а ты привези за то нам военную честь и доброе казацкое имя». Если же человек был дурного поведения, то ему отвечали молчанием. Все были уверены в его гибели, т.к. нет поручителя. Не исключено бытование подобного обычая и на Дону. Прощание с «обществом» отражено и в малорусских песнях:

«… Як пойихав казак пид корщомку,
Низенько склонився,
Прощай, прощай уся громада,
Може с ким сварывся …»


С прощением связано и обязательное родительское благословение.В одной из малорусских дум сестра упрашивает уез-жающего казака, поссорившегося с родителями:

«...Ты, брате, сего не гневися,»
Назад завернися, Отцеви своему и пани-матци в ноги уклонися,
Будеш ты, брате, на чужой стороне пробувати,
Будет тоби, брате, Господь помогати…»


Поучительна в этом отношении дума об Иване Коновченке. Суть её – конфликт между матерью и сыном. Иван уходит без благословения и, совершив подвиги, гибнет. Умирая, казак говорит:


«Не булатными шаблями мене рубали.
Не ордынськымы стрилами з коня сбывалы,
Се мене отцева молытва, та матерыни слезы побылы»


П.Житецкий писал, ссылаясь на слова одного лирника, что думу просили исполнять родители непокорных детей и парубки, которым предстояло идти в солдаты.

Немало примет и гаданий было связано с конём, что объясняется характером казачьей службы. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина. Это особенно типично для былинной традиции. Илья Муромец на пиру у князя Владимира принимает угощение и, поблагодарив, говорит: «…Только мой товарищ не сыт и не пьян...». А затем отвечает на вопрос князя: «А мой товарищ – добрый конь!». Каков конь – таков и владелец. В одной из донских былин, опубликованных В.Миллером, Змей Тугарин является к князю на пир. Его конь – «лютый зверь» – заржал по-звериному, пугая окружающих. И лишь конь Алёши Поповича «....не ворохнется стоит». По его поведению Тугарин определил: «Мне туг супротивник есть».

Представление о связи между служилым и его конём проявилось в обычае, бытовавшем в некоторых станицах Дона (например, в ст. Старочеркасской), по которому при проводах коня казака, а порой – и всадника украшали цветами. По описаниям в 1914 году после молебна священник кропил святой водой не только уходящих на войну, но и их коней. Известны акты, когда освящали снаряжение вообще. Ещё во время Ливонской войны датский посланник Яков Ульфельд писал, что у русских «когда пушки с места трогают, приходит священник, и окропляет оные священной водой, пениями и молитвами российскими просвещая».

П.Арефин оставил описание проводов на германскую войну казаков ст. Бессергеневской. В нём имеются трагические сцены, когда мальчик просит коня, чтобы тот привез отца живым и, когда жена, предчувствуя скорую разлуку с мужем, плачет над его конём».

Представления о связи всадника и коня отразились при толковании примет, снов, в гаданиях. На Дону встречалась примета: если приснился казак без коня, то он или в плену, или с ним несчастье. Думается, это повлияло на фольклорные сюжеты. Так, в донской песне «Молодец после кровавой битвы» представлен:


«В одной тоненькой в полотняной во рубашечке,
Что в той-то было во кермазинной черкесочке.
У черкесочки рукавчики назад закинуты,
И камчатны её полочки назад застёгнуты,
Басурманскою они кровию по забрызганы.
Он идёт, удал добрый молодец, сам шатается,
Горючею он слезою обливается,
Он тугим-то своим луком опирается…».


А на вопрос матери иносказательно отвечает, что его турецкий царь напоил «тремя пойлами»: саблей острой, копьём метким, пулей свинчатой. Образ смертельно раненого казака в песне соответствует примете. Также, если во сне конь не осёдлан, не зануздан, худ или уныл, то с хозяином горе. Эта примета бытовала не только у донских казаков. В песне гребенских казаков говорится, как по «шлях-дороженьке» проходил казачий полк:


«...За полком-то идёт раздушечка, душа добрый конь;
Седельце на нём черкесския на боку висит,
Подпруженьки его письменные в спину врезались,
Стремянница его по копытам бьют»


В фольклоре конь выступает как вестник смерти. Так, в одной из песен умирающий казак напутствует коня:


«Оборви-ка, канёчик, шалкавыя повода,
Пабеги ка, канёчик, ты на Тихай Дон
Не давайся, канёчик, Шамиль-горскому,
Отнеси ты письмо к родному батиньке,
Родному батиньке, роднай маминьке,
Молодой моей жене всю правду расскажи…»


Имеются различные варианты песни, в которых конь, будучи вестником смерти, должен избежать встречи со «злой ордой», «злодеем турчином», шведами и т.д.

В думах также умирающий казак пытается передать родным сообщение о смерти. Вестниками являются ворон, орёл, сокол, но чаще – конь:


«Тебе турчын не поймае,
А татарын не всидлае
Бижы, конь, все лугамы,
Та все бытымы шляхамы...»


А дома он должен сказать, что хозяин женился, «наняв соби паняночку, в чистым поли земляночку».

Подобные представления имели под собою основание. Ещё в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. В рукописном фонде Х.И.Попова имеется запись: «В старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются «над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены».

Подобное представление отражено и в великорусских песнях. Так, в изданном в 1895 году сборнике А.И.Соболевского приводятся варианты популярной в XIX веке песни «Завещание раненого молодца». Здесь также умирающий молодец просит коня:


«Ты, мой добрый конь, слуга верный мой!
Поезжай один на святую Русь,
Поклонись от меня отцу, матери,
Челобитье моей молодой жене,
Благословенье скажи малым детушкам...».


Как исключение к сказанному можно назвать один из вариантов песни об И.Краснощёкове, где герой, попав в засаду, перед гибелью рубит коню голову:


«Не достанься же, мой конь,

Не достанься, ты, шведу подлому…»



Распространённой приметой в воинских ритуалах является потеря головного убора, что истолковывается как гибель человека. При сборе полевых материалов её вспоминали почти все информаторы. Встречается она и в русском фольклоре. Причём это происходит и сочетании с другими потерями, например, «распоясался золотой колчан», рассыпались «калёны стрелы». В песне обычно содержится разгадка:


«…Сопадала у тебя с головы кунья шапка,
Это пропадёт твоя буйная головушка,
Распоясался твой золотой колчан –
То мне, есаулу, быть крепко ранену;
Рассыпались калены стрелы —

то казаки наши на побег пойдут»


В некоторых вариантах сюжета встречается разыгравшийся конь. В одной из песен о Ермаке, записанной на х. Камышине Раздорской станицы, атаману снилось:


«…Будто конь мой, коник воронённый,
Разыгрался, ой да, подо мной,
Ой да, разыгрался, ой да разметался
Под удалым Ермаком…»


И далее говорится о потере шапки, об оторвавшемся луке с колчаном и рассыпавшихся стрелах. Разгадка гласит:


«Скоро-скоро быть тебе убитому,
Коню вороному подстрелену,
Ой-да молодой жене быть вдовой целый век».


Имеются и другие редакции. В одной из песен, опубликованной в 1897 году, из записей А.Карасёва, герою также снилось:


«… Будто конь мой вороной,
Разыгрался подо мной.
Разыгрался, расплясался, под удалым молодцом,
И свалилась кунья шапочка сы буйной головы,
Оторвался лук с колчаном сы правой стороны,
Мелки стрелочки оттеля порассыпалися...»


Герой песни безымянен и обращается вообще к «атаманам-молодцам». Сон разгадывает мать, предсказывая; что:


«На службице, родимый, и убитому быть,
Вороному-то коню быть подстрелену»


При разных вариантах мы видим, что разыгравшийcя конь истолковывается как дурное предзнаменование, связанное с гибелью, а через другие приметы — и со смертью героя. Известны и другие сюжеты. В фонде Х.И.Попова приводится текст былины, не вошедшей в сборник донских народных песен Савельева. В ней князь Владимир вызывает желающих на скачки. Залогом является «буйная голова». Все уклоняются за исключением Ванюши Гардиновича. Перед скачкой его «Конь заиграл, на нём шубу изорвал…»

И хотя присутствующие отговаривают молодца от состязания, Иван не верит примете: «…Я поболе поживу, Себе шубу наживу А такого коня, мне вовеки не нажить...». Действительно, конь не только выигрывает скачку, но и помогает герою советом. Приведённый пример все-таки представляется исключением. Примета чаще оценивается как плохая. На х. Пигаревском Вешенской станицы, по рассказам старожилов, если при проводах на службу конь «взыграет и понесёт», то это — дурное предзнаменование. Тому есть рациональное объяснение — ненадёжный конь может подвести всадника. Но главное, на наш взгляд, это представление, что конь предугадывает судьбу хозяина. Оно распространено очень широко. На Дону перед уходом на службу присматривались к коню. Его унылый вид — плохая примета. На русском севере при проводах рекрута, когда готовились сесть в сани и ехать на призывной пункт, также наблюдали за лошадью. Если она не стояла смирно, а переступала с ноги на ногу, была беспокойной, то это также расценивалось как плохое предзнаменование. В одной из песен, записанных у оренбургских казаков, молодец готовит коня к походу и спрашивает:


«Что же ты, конёк, не весело стоишь,
Не весел стоишь, не радостный.
Ты повесил свою буйную головушку
на правую сторонушку.
Али ты чуешь, конёчек, под собой невзгодушку?»
И далее конь отвечает:
«Мне, конёчку, быть подстрелену,
А тебе, хозяин, быть убитому...»

В исторической песне «На Литовском рубеже», записаной в Сибири в XVIII веке, но датируемой второй половиц XVII века, дворянин из-под Смоленска собирается в полки царские. Он обращается к коню, почему тот печален, отказывается от «травы зеленыя» и воды. На что конь отвечает, что на службе:


«…Мне коню быть подстрелену,
Быть тебе молодцу в поимании…»


Несмотря на храбрость героя, предсказание сбылось:


«А пало молодцу на ум несчастье великое,
Что ему добрый конь наказывал
Изгибла головушка ни за едину денежку»


Примета отразилась и в исторических документаx. Польский хронист Несецкий писал, что перед смертью С.Чарнецкого, непримиримого врага России и православия, «…конь его, чрезвычайно быстрый, во время болезни своего всадника, не употреблял никакой пищи, рыл только копытами землю и по смерти Чарнецкого издох».

Со службой были связаны различные гадания. Например, в песне служилый в чужой стороне тоскует по дому, отправляется на гору, где лежат «два камня белые».


«Ай, я возьму эти камушки, ей эти вить два кады два камушка.
Вдарю вить я приударю, вдарю приударю.
Ай из которова ой да камня ей из какова када из камушка
Агонюшка брызнет, агонь брызнет
Ай ну из той толька лишь да стороны.
Ай сы этай да стараны, ой сы
Старонушки ка мне вести придут....».


Очевидно, перед нами один из вариантов гаданий c камнем. Интересные сведения о них с использованием этнографических данных по культуре украинцев приводит Н.Ф. Сумцов. Но у него речь идёт о прислушивании к камню,. Например:


«...Стоить камень край дориженьки,
Припадайте та и гадайте,
Тильки мене не обсуждайте...»


Он также использует факты из этнографии народов Западной Европы. В подобной же ситуации с камнем совершаются активные действия. Над раскрытием их смысла и выявлением аналогий ещё предстоит работать.

Более известно гадание по месяцу. В ясную лунную ночь гадальщица выходила на середину двора и заставляла мать или не получающую вестей жену служилого смотреть внимательно на полную луну. Из записей Х.И. Попова: «...И мерещится им, что проходит через месяц весь казачий полк, казак по казаку, все радостны и все веселы, а их кровного все нет, да нет. Позади только всего полка, что называется в хвосте его» показывается их желанный — пеший, усталый и чёрный как запуха».

Здесь признаками беды являются: вид казака, отличающий его от весёлых сослуживцев; отсутствие коня, и, наконец, положение его позади, в конце колонны. В казачьем фольклоре немало песен, где поётся об отставшем казаке, который «плачет-убивается», пытаясь догнать товарищей. Представляется интересным описание И.И.Железновым возвращения в начале XIX века уральских казаков из похода. Мать, незнающая о гибели сына, спрашивает проходящих казаков: «Подгорнов, родные мои, где Маркиан?» На это проходящие сотня за сотней отвечают: «...Сзади, матушка, сзади!» И далее: «…Когда и обоз проходил, то казаки, кивая головою, говорили: «Там, сзади, родная!» Тут только старуха догадалась, что осиротела навеки».

Очевидно, перед нами архаическая форма оповещения, её не называл никто из информаторов. Можно предположить, что отголоски обычая, утратив первоначальный смысл, сохраняются в песенных сюжетах. В одной из песен, например, поётся, как при возвращении казаков из похода сбегаются встречающие:


«Ой, градом сыпались вот вопросы:
Ой, жив ли муж-отец родной?
Ой, солдаты они отвечают:
Ой, все едут позади...»


Существовал обычай: в случае гибели казака его конь и имущество возвращались домой. В станице Митякинской старожила говорили, что это обязательное правило, так как конь служилого принадлежит его отцу, снаряжавшему молодого казака на службу. В этом случае речь шла не о войне, а о действительной службе. Однако сохранение и возвращение коня практиковалось и в походе. Примером тому — судебные разбирательства. Так, 1 января 1777 года в Войсковой канцелярии слушали показания казака из станицы Нижне-Чирской Василия Чехонина. Будучи на Кубани в полку Е.Барабанщикова, он заболел, был отправлен в Черкасск, где и получил отставку. Суть конфликта в том, что в его отсутствие в полку командир «его лошадь и пару арчаков при собрании там Круга распродал». А поскольку В. Чехонин — не дезертир, то поступок полковника рассматривается как беззаконие. После гибели под Цорндорфом Г.Капниста, известного предводителя слободского украинского казачества, его коня и имущество должен был доставить домой казак. Когда в дороге животное пало, не имея возможности привести коня живым, он снял и привез конскую шкуру.

В казачьих песнях часто встречается сюжет, когда при возвращении товарищи ведут коня погибшего и несут его имущество. Например:


«...Все друзья, братья, товарищи из похода идут,
А моего дружка коня ведут.
В тороках везут его рубашечку кровавую»


Или:


«...Ой-да устань, праснись,
Устань, праснись, маладая удава.
Ой-да всех жён мужья,
Чужих жён мужья со службицы идут,
Тваво мужа, тваво мужа варана коня ведут,
Ой-да, сиделице, сиделице на белых руках несут»


Очевидно, в прошлом коня можно было оставить другу либо ученику. В украинской думе о Фёдоре Безродном казак, умирая, отдает коня оруженосцу — джуре. Перед этим он испытывает джуру: «А що не ледай — кому моя худоба буде доставати».

В заключение назовем ещё несколько обычаев, связанных с возвращением со службы.
В некоторых станицах Дона, встречая мужа, жена кланялась в ноги сначала ему, а затем коню, благодаря за то, что привёз казака живым. И наоборот, было принято упрекать животное в случае гибели хозяина. Вот описание оплакивания из опубликованной в 1862 году статьи в газете «День». При встрече матерью сослуживцев погибшего казака, его друг отдаст ей коня. «А она болезненно вскрикнула, так что вся толпа дрогнула, быстро бросилась к лошади, повисла у неё на шее да так и замерла. «Горемычная ты лошадушка, сиротинушка ты непричастная! Куда же ты девала свово хозяина доброва, мово чадушку кровучую? Зачем ты не принёс к нам его ненагляднова? Зачем ты не берёг яво от злой пули вражеской? Осиротил ты нас горемычных!». В станице Старочеркасской автору рассказывали о гибели в 1912 году станичника, которого зашиб копытами конь. Также, оплакивая, упрекали коня. Информаторы подчеркивали, что животное понимает случившееся. Ситуация отражена и в фольклоре:


«Ай, строят, строят тому казачечку
Вот и строят младцу домовину,
Ой, да, младца несут да коня ведут.
Вот и конь голову с горя клонит»


По описанию К.Абазы после гибели героя Кавказской войны генерала Слепцова, его хоронило все казачье население Сунженской линии. Матери сажали на крышку гроба грудных младенцев. Старики с укоризной смотрели на сподвижников генерала. И были упреки коню: «Ишь, волчья сыть! Не сумел уберечь, а сам-то цел!». И Железнов приводит сведения о неудачной стычке яицких казаков с киргизами на р. Барбатовой в начале XVIII века. Виновной объявили лошадь атамана, сбросившую хозяина, и приговорили её к смерти. Несчастное животное было привязано к столбу посреди площади и умерло от голода.

Нами рассмотрены лишь некоторые обычаи, приметы, гадания, связанные с прохождением военной службы. Даже первоначальное знакомство показывает перспективность дальнейшей работы в этом направлении.

Можно обратить внимание на распространение примет, связанных с конём, что соответствует характеру военной службы. Вместе с тем, не выявлены в подобном объеме приметы и гадания при помощи оружия. Случайно ли это? На вопрос ещё предстоит ответить.

Рассмотренный срез традиционной культуры показывает синтез различных религиозных представлений, но обрядовые формы, в большинстве своём, связаны с христианским мировоззрением. Отметим, что не только обычаи и приметы, но и фольклорные формы, их отражающие, находят аналогии в ритуалах других групп казачества, а также у русских и украинцев. Однако, это не позволяет с уверенностью говорить об их восточно-славянских этнических корнях, так как собранный материал нуждается в сопоставлении с кавказским и азиатским.


 
Дискуссионная тема: мусульмане и казачество

Мусульмане в казачьих рядах.

Тема современного казачества в России всё чаще попадает в топ новостей отечественных СМИ по разным поводам: и стычки с православно-казачьими патрулями в различных городах, и их отдельные акции, и конфликт с оппозиционером Алексеем Навальным, и громкие заявления некоторых атаманов. И уже многие связывают казаков с чем-то исключительно русско-православным. Однако в российское казачество свою лепту, причём довольно весомую, вносили и мусульманские народы, например, башкиры и мишари. В дискуссию о казачестве включился и представитель соседней республики - Башкирии. Руководитель военно-исторического общества «Северные амуры» Ильдар Шаяхметов рассказал любопытные подробности о том, как казаки-мусульмане давали деньги на православную святыню, строили мечеть в Москве и почему татарам не место в казачьих рядах.

На службе у государя

— Ильдар Гиндуллович, расскажите для начала предысторию возникновения башкирско-мещерякского войска. Как оно формировалось?

— Нужно обращаться к источникам. Вообще, башкиры издревле славились своими военными традициями, участием во многих военных походах России. В «Военной энциклопедии башкир» говорится, что Башкиро-мещерякское войско официально сформировано с 1798-го как иррегулярное национальное войско. Башкиры и мишари служили на 4 дистанциях Оренбургской линии. Войско подчинялось Оренбургскому военному губернатору и командующему Отдельного Оренбургского корпуса. Командный состав комплектовался из армейских штаб-офицеров, а кантонное (то есть в местах постоянной дислокации) и походное начальство – уже из башкир и мишарей. На службу призывались мужчины 20-50 лет. Длилась такая служба изначально 6 месяцев. Сами башкиры обеспечивали своих воинов одеждой и лошадьми. Постепенно и частично башкиры и мещеряки начали облагаться денежным сбором взамен несения ими военной службы. При этом численность состава постоянно менялась в сторону увеличения. Так, если в 1850 году там насчитывалось 546 тыс. человек, то через восемь лет – 834 тыс. Тогда башкиры составляли 83%, мишари – 17%. В военное время войско выставляло 30 конных полков. С 1855 года в состав войска включили 266 тыс. тептярей и бобылей.

— В каких известных сражениях они особенно отличились?

— С момента добровольного присоединения к Русским землям на основании договора и ярлыков с Русским государством наши предки-башкиры участвовали во всех войнах против внешних врагов России. Это и против польских конфедератов в составе ополчения Минина и Пожарского (там был отряд в 1000 конников), и при Петре I против шведов, и в Азовской битве против турков, в Польской кампании. Особенно они были заметны в кампаниях против Наполеона, в том числе в Отечественной войне 1812 года и последующих заграничных походах: в 1812 году – Смоленское сражение, Бородинское, при Мире и Красном, на Березине, под Варшавой, в Битве народов Дрезден-Лейпциг, при Лионе, Бриенне, Фер-Шампенуазе, Франкфурте-на-Майне, Краоне, Реймсе. Вместе с другими казаками башкиры освобождали Голландию. Домой они вернулись только в 1815 году.

Казаки-магометане

— Получается, что башкиры и мишари были приравнены к казачьему сословию? Какое положение они занимали среди казаков?

— Должен сказать, что понятие и название этносов как мишари и тептяри – это сугубо историческое явление в пределах исторического Башкортостана. К другим регионам это практически не относится. В кантонное время управления, 1798-1863 годы, наравне с вотчинниками-башкирами к ним приравнивались живущие вместе с ними в селениях припущенники-мишари и тептяри. Край был многонациональным, хоть народов было не так много, как кажется на первый взгляд. Мишари платили за землю ясак и пользовались правами башкир. А тептяри – это, скорее, многонациональное сословие, приниженное в статусе (например, за участие в восстаниях). В состав припущенников (ссыльных) входили вчерашние вотчинники-башкиры, чуваши, черемисы, бобыли, мишари, мари – они платили ясак за аренду земли вместо башкир и тоже обязаны были подниматься на войны вместе с башкирами. Все как один создавали свои иррегулярные (то есть временно призываемые в случае войны) полки. И приравнивались к казакам, и пользовались всеми правами казачьих полков, например, как донские казаки или оренбургские. Они никак не притеснялись другими казаками – ни на религиозной почве, ни по происхождению. Так же они исполняли все обязанности военного времени, управлялись своими командирами и подчинялись военному губернатору края.

— Какие народы, помимо башкир и мишарей, тоже имели свои национальные формирования в казачьих войсках?

— В иррегулярных войсках самыми многочисленными были донские казаки (50 полков). Среди нерусскоговорящих народов России в 1812-14 годах в иррегулярных войсках (казачьи полки и ополченские формирования) были башкиры (они были вторыми после донских казаков: 20 номерных боевых конных полков и еще 6 безномерных ремонтных полков, а также 2 полка для перегонки подаренных башкирами для русской армии 4139 голов лошадей. Итого – 28 полков). За ними идут формирования из живущих только на территории современного Башкортостана: такие народы, как мишари (2 конных полка) и тептяри (2 конных полка). Отмечу, что они сформированы только в пределах современного Башкортостана, они не относились к Казанской губернии. С ними наравне идут ставропольские крещенные калмыки (2 конных полка). Калмыки-буддисты не участвовали в военных формированиях. Далее идет один крымско-татарский конный полк (не путать с казанскими татарами!). В малом количестве, больше для политического воздействия на противника, чтоб показать, как поднялись все народы России и приграничное население, был и киргиз-кайсакский (сборный) отряд – 500 человек (киргиз-кайсаками в царской России называли казахов — прим. ред.). К ним приравнивается Московское ополчение из крестьян Подмосковья (1000 человек) и около 100 человек – отряд из казанских государственных крестьян. Кстати, казанское дворянство мало вложило средств и усилий. Далее следовала одна сотня черноморских казаков. Вот такая в целом и была Русская иррегулярная армия, сформировавшаяся в кратчайшие сроки в 1812 году для усиления Главной регулярной армии.

Кто построил мечеть в Москве?

— Были ли мусульманские отряды или сотни в среде казаков?

— Войска и полки не делились на религиозной почве. Религия была у каждого внутри, в душах. Народ сражался с врагами общего Отечества и в казачьих, и в ополченских отрядах. Религиозные чувства не притеснялись.

А так, среди христиан-казаков жили и служили мусульмане. Впрочем, и среди мусульман были христиане. Например, в каждом башкирском полку были командиры из гусарских, оренбургских и драгунских полков – русские обер-офицеры, которые имели опыт командования. При них оставались башкирские полковые командиры, знающие русский язык, и никаких разногласий не было. История на этой почве кризисов не знает. Кроме того, все башкиры, киргиз-кайсаки, крымско-татарские воины – все мусульмане в своих подразделениях имели полковых мулл, которые выполняли шариатские каноны, воспитывали казаков, организовывали панихиды и другие обязательные нормы.

Взаимоуважение было полное, так как все преследовали общую цель – победить врага. Например, когда в Москве французы сожгли Донской монастырь, то, будучи в Москве и на Бородинском сражении, 1-й башкирский полк собрал 1000 рублей ассигнациями и отдал всю сумму для восстановления этого христианского храма! Конечно, там спросили: «Почему же вы, башкиры-мусульмане, отдаете храму другой религии большие средства?». Командир ответил: «Бог один! Перед Аллахом все мы равны. Беда соратников – наша общая беда. Мы сейчас видим, что наши христиане больше нуждаются в помощи!».

Точно так же башкиры основали в Москве мечеть, которая до сих пор является самой старой московской мечетью. Или вот еще случай: оставшийся в Московском гарнизоне Первый мишарский полк (предки современных татароязычных граждан Башкортостана) продолжил строительство и восстановление той самой мечети до конца 1814 года, пока они там несли службу. Башкиры особенно демократично относились к религиозным чувствам других народов, проявляя глубокое уважение, но и не роняя свою мусульманскую идентичность. Интересных воспоминаний и поучительных фактов достаточно много.

Возрождение башкирского казачества

— Расскажите, сохранилась ли преемственность башкирского воинского духа после революции?

— Историческая и генетическая преемственность ярко проявляется в самых переломных моментах истории. То же самое происходит и сейчас с башкирским народом. Мы живем с исторической памятью, и эта память в цивилизации несет нас в будущее. Эта память выдвигает своих сыновей и лидеров. Народ с исторической памятью всегда находит пути решения в критических моментах. Например, башкиры первыми среди российских народов, кроме русских, отвоевали и провозгласили 99 лет назад (в 1917 году) первую автономию во главе с молодым Ахмет-Заки Валидовым и его соратниками, оплатив своей кровью, потом и людскими национальными ресурсами, жертвами. Благодаря исторической памяти, когда в 1941 году враг снова стоял у порога, народы Башкортостана сумели сформировать 4 конных дивизии – это 74-я, 76-я, 112-я, 113-я. Ни одна республика столько не организовала. Соседний Татарстан не смог выполнить поставленную ГКО задачу – создать татарскую дивизию. Феноменом может быть только то, что историческая и генетическая память воинской службы у башкир проявляется в самые кульминационные периоды жизни. Вот почему 112-я Башкирская кавдивизия стала среди этих дивизий самой прославленной. Из ее рядов вышли 78 героев Советского Союза, 5 полных кавалеров ордена Славы. Это рекорд среди сухопутных войск в Красной армии в 1941-45 годы.

Башкиры свою борьбу за самопровозглашение вели не изолированно от других соседних народов, а, имея свою глубокую и славную древнюю историю, опирались на реальную базу, на память. В эту борьбу активно привлекали и соседние народы, показывая пример, вместе выступали против царских притеснений в XVI-XVIII веках. Пугачевское восстание и другие об этом говорят. Как инициативное начало – они были башкирские, национальные, а по характеру ведения, тактике – общие. Те же проблемы касались и малых народов. Башкиры, имея свои конные отряды, могли и противостоять, и выступать вместе с Москвой. Башкиры же вотчинники, по сути, дворяне от рождения, хозяева на своей исторической земле. Вот это чувство хозяина, ответственность за будущее делают народ сильным и отважным. Благодаря этому другие народы: татары, чуваши, марийцы, казахи, киргизы – уже смогли приобрести свою государственность. Народы, вооруженные башкирским примером и поддерживающие этот закон природы и общества, до сих пор живут. А те, кто упустили и забыли этот постулат, уже канули в историю. Говоря о башкирах, мы не ставим их как сверхсильных и сверхмощных супергероев. Просто внутри народа живет историческая память, которая является стержнем.

— Насколько успешно сейчас идет возрождение башкирских казачьих формирований? Кроме «Северных амуров» кто-нибудь этим занимается?

— Сегодня мы живём в других измерениях, в иных, чем 100 лет назад, условиях. Говоря о возрождении казачьих формирований, нужно понимать, что это культурно-историческое возрождение такого понятия, а не в прямом прикладном значении. Мы уже не живем в кантонно-казачьих условиях. Военные формирования создавать нет нужды, это осталось в анналах истории. Мы сегодня возрождаем историческую память и применяем в культурном-просветительском деле. Создание военно-исторических клубов, патриотическо-подростковых клубов – тому пример. Военно-исторический клуб «Северные амуры» – это тоже восстановление памяти, и эта память служит современникам. Наша задача – не создание военизированных формирований, а изучение, реконструкция исторических фактов, пропаганда ярких и славных страниц истории, которыми могут гордиться народы, участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Сегодня «Северные амуры» – это общественное движение, которое включает два военно-исторических клуба: 1-й Башкирский конный полк «Любизар» и «Уфимский конный полк». Эти два клуба изучают историю в широком диапазоне: от 1812-1814 до 1917-1919 и 1941-45 годов.

— Попадают ли башкиры под государственную программу по возрождению российского казачества?

— Башкирский народ без исключения попадает в эту программу и даже имеет право восстановить современную общественную, культурно-просветительскую и служебную организацию, аналогичную историческому башкирско-мещерякскому войску. Кстати, в 2018 году ему будет 220 лет. А башкирское войско еще старше. Это два названия одного формирования в разных веках.

— Входят ли башкиры в Госреестр казачьих обществ РФ?

— Да, входят, только вопрос должен звучать так: «Есть ли в Республике Башкортостан реестровое казачье общество?» Такое объединение имеется: Бельское казачье общество города Уфы Северо-западного окружного общества Волжского казачьего общества (атаман – Хабибуллин Илгам Зульфарович). Есть казачье общество и в городе Мелеуз.

Исторически мы имеем право возродить башкирское войско. Но сегодня жизненно-политические условия другие, и нет смысла его реанимировать. Однако если будут условия, то башкирский народ его возродит в какой-нибудь форме, как это было в 1941 году. Казачье общество сегодня по большому счету занимается патриотическим воспитанием, помогает в охране внутреннего порядка, как дружинники.

Неприятное историческое явление

— Как вы, Ильдар Гиндуллович, относитесь к идее возрождения татарского казачества?

— Этот вопрос вообще исторически и фактически не имеет основания и предпосылок. Нет исторического обоснования такого словосочетания. В истории были ясачные татары, торговые татары, а сами татары никогда в казачьем сословии не были. Нет этого понимания и состояния души в сознании данного народа. Не стоит играть в такие игры и эксперименты ставить. У татарского народа своя миссия, достойная его, и это тоже достояние человечества.

Почему казачества и военного общества у татар не может быть? Есть исторический прецедент: был неудавшийся некий Татарский конный полк в постпетровские времена, сформированный из сыновей казанских дворян. Это одно из неприятных явлений и редких случаев военной истории русской армии! Его декоративно даже невозможно создать, и вспоминать не принято. Полк при его начальном формировании сразу не смог оправдать надежды Русской армии, хотя ждали много от них, готовили, как гвардию одевали. Сыновья Казани, бросив знамя полка, в первый момент атаки противника (поляков) сразу разбежались и проиграли сражение. В итоге его расформировали. После этого ни разу уже не ставили такой вопрос, навсегда вычеркнули такую возможность, изучили все предпосылки и психологическую характеристику. Это в Генштабах в спецкурсах сегодня только в служебном порядке передается. Такую же картину повторили туркменские кавалеристы в 1942 году.

В обоих случаях произошла одна ошибка: слишком эмоционально-личностный уровень увлеченности и ненадежность воинов, непригодных к суровым условиям, увлекшихся ортодоксальной исламской религией. Во время атак и военных действий воины совершали свои обряды: читали «Ясин» по умершим, прощались, вместо того, чтобы яростно сражаться с врагами. По сути, они нарушали заветы священного Корана. Во время сражений надо сражаться, а обряды выполнять в другое время, если сам останешься живым. Этого люди забывали. Горькая и поучительная правда.

«Бутафорскими нарядами никто не одевается»

— Поведайте нам немного об обществе «Северные амуры». Кто в нём состоит? На чём держится?

— «Северные амуры», именно так назвали башкирских батыров европейцы, увидев их с луками, на первый взгляд суровые, но при этом очень добродушные и приветливые. В нашем движении состоят те, кто считает себя потомками тех славных воинов. Занимаемся пропагандой, изучением своих предков, патриотическим воспитанием. Вот такие современные «Северные амуры». Возглавляет его ваш покорный слуга. Состав многонациональный, но в основе – башкирский народ. Есть в клубе и 1-й Тептярский конный полк, 1-й Мишарский конный полк. Имеются отделения в Германии (Лейпциг), в Польше, Словакии, в Ростовской области. Все активно участвуют в мероприятиях. Чаще всего связываемся по электронке.

Как клуб мы в республике не имеем аналога. Мы охватываем эпохи от 1812 года до Великой Отечественной войны.

А мероприятий очень много, все не перечислишь. Представляем Башкортостан на фестивалях, каждый год участвуем в военно-исторических реконструкциях, фестивалях Битвы народов в Лейпциге. На днях, 28 мая, участвовали в параде этнокостюмов в Уфе в рамках фестиваля «Сердце Евразии». Мы прошли на конях в полном снаряжении по улицам города. 15 июля проведем Фестиваль-конкурс «Мэргэн Уксы» («Меткий стрелок») в Гафурийском районе Башкортостана. Занимаемся восстановлением традиционного башкирского лука. Поддерживаем крепкие связи с киргизами, казахами, венграми, польскими мастерами.

Формируются потихоньку и свои традиции. Например, ко мне как к руководителю ребята, весь личный состав, обращаются «Ильдар-турэ». А я к ним – «туган». Например, «Тимур-туган». Это в традициях башкирского народного исторического обращения. Организовываем тематические аллеи, мини-сады. Нас знают и ждут во всех европейских крупных фестивалях, даже не успеваем участвовать.

Что приятно, наши мероприятия посещает и глава республики. Работаем совместно с минкультом. Осенью 2015 года мы обратились в правительство с просьбой о пересмотре сабантуев, чтобы там больше обращать внимания на народные игры, этносостязания, конные мероприятия. Наши инициативы всегда воспринимаются позитивно.

Многие европейцы нам говорят, что мы счастливые потомки своих предков, с богатейшей и славной историей. Мы стараемся изображать своих прямых предков. В своих походах соблюдаем шариатские каноны, обряды по мере сил. В наших рядах есть люди, кто соблюдает все заповеди Корана, совершает пятикратные намазы. Имам Гиндулла Шаяхметов (отец Ильдара Шаяхметова – прим. ред.) три раза побывал с нами на Бородинских мероприятиях – в 2012, 2013, 2014 годах.

Ильдар-турэ, я правильно понимаю, что вы принимаете в свои ряды, скажем, татар и представителей иных народов?

Принимаем без национальных ограничений. Национальное происхождение – не проблема. Вот бакалинский учитель истории Демьян Матвеев заинтересовался нашим клубным делом, мы ему порекомендовали возглавить тептярскую секцию. Он переоделся на свои средства в тептярский казачий мундир и своих учеников в школе воспитывает такому духу. Мишарский парень Кашфеттинов – типаж тоже выразительный. Ему я сам предложил организовать мишарское подразделение, заметив в глазах огонек. Его очень давно знаю: правильный парень. Он с нами побывал в Лейпциге. Это смелый, сильный и уверенный наездник. Всех «суровых» коней ему доверяем. Разногласий на национальной почве ни с кем нет.

Нужно иметь в виду, что участвовать в нашем движении – весьма кропотливое и даже дорогое удовольствие. Ведь все атрибуты, костюмы человек сам добывает или изготавливает, чинит и ремонтирует, одевается за свой счет. Из театров бутафорскими нарядами никто не одевается. А это очень интересно. Засосет – и уже не выйдешь. И проявить себя можно по-разному: как исторически костюмированный участник мероприятий, как сочувствующий, корреспондент, фотограф, шеф-спонсор, меценат… Вариантов много. Можно далеко жить от клуба, но при этом в чем-то помогать. Ограничений особо нет, разве что рецидивисты, хулиганы-воры, тунеядцы и пьяницы нам не нужны.

Тимур Рахматуллин, фото-архив Ильдара Шаяхметова


 
Страницы ВОВ - рукопашный бой

«Кто в рукопашной не дрался с русскими, тот войны не видал».

В подавляющем большинстве случаев «в штыки» на войне первыми бросались именно наши бойцы. Для немецко-фашистских войск, напавших на СССР, умение красноармейцев драться штыками, ножами и саперными лопатками оказалось такой же неожиданностью, как танк Т-34, «Катюша» и русские снайперы

Единый комплекс

Финская война показала, насколько важным является обучение красноармейцев приёмам рукопашного боя. В результате реформы советских сухопутных сил, прошедшей перед ВОВ, стрельба, метание гранат и штыковой бой были объединены в единый комплекс. Позднее уже в сражениях с фашистами, особенно в городских условиях и в окопах, этот опыт был обобщён и усилен.

Генерал-лейтенант Герасимов так описывал тактику штурма укрепрайонов противника:

С дистанции 40-50 метров атакующая пехота прекращает огонь, чтобы одним решительным броском достичь траншей противника. С дистанции 20-25 метров она применяет ручные гранаты, метаемые на бегу. Дальше следует выстрел в упор и поражение врага холодным оружием.

О подробностях предвоенной подготовки к рукопашному бою рассказывал боец НКВД Ковшарь Яков Фёдорович:

«Каждому бойцу важно не только знать, но и уметь владеть штыком и руками в рукопашном бою с врагами. Сам я начинал свою солдатскую службу ещё в 1935 году. Окончил курсы младших командиров и был направлен в особый стрелковый полк глубинной фронтовой разведки. Учили нас хорошо. С рукопашным боем у нас тоже подготовка была поставлена хорошо. Два раза в неделю мы ходили на «бокс» - состязались в перчатках, привыкали к ударам. Самые крепкие могли выдерживать до пяти ударов одновременно. Через три месяца мы научились не бояться ударов и тогда нас стали учить броскам. Бросали и вправо, и влево, и через спину, и с захватом».

Спецподготовка – в массы

Катастрофа 1941 года привела к значительным потерям Красной Армии. В то же время были выявлены и сильные стороны наших Вооруженных сил. Выяснилось, что в рукопашных боях солдаты вермахта уступали подготовленным красноармейцам. Кипевшие до войны споры о том, что штык потерял свою актуальность, показали правоту тех военных специалистов, которые всё ж настояли на массовом обучении навыкам его владения. Было даже выпущено специальное наглядное пособие генерал-майора А.А. Тарасова «Уничтожай врага в рукопашной схватке», которое было направлено во все части, где шла ускоренная подготовка мобилизованных бойцов.

Смертельный и коварный враг Вашей Родины - германский фашизм - до зубов вооружён огневыми и техническими средствами войны, - писал в предисловии Тарасов. – Вместе с тем немецко-фашистские полчища избегают встречи с нами в рукопашных схватках, ибо наши бойцы показали, что не было и нет им равных по отваге и ловкости в рукопашном бою. Но с техникой и тактикой врага нам надо серьёзно считаться. Поэтому в боях с лютым нашим врагом:

- передвигайся быстро и скрытно,

         - бросай гранату далеко и метко,

         - бей штыком и прикладом крепко.

На кадрах кинохроники можно видеть, как ополченцев учат колоть на бегу, однако в первой половине войны чаще всего приходилось уничтожать фашистов другим приёмом - в своих или в окопах противника наносить точный удар штыком в горло. Но самым грозным оружием нашего бойца была сапёрная лопатка. Особенно хорошо ею владели вступившие в ряды РККА колхозники и многочисленные строители, которым до войны частенько приходилось работать плотницкими топорами. Их удары были слитные, резкие и порой настолько сильные, что перерубали конечности, не говоря о разбитых головах. Похоронные немецкие команды после рукопашных боёв часто видели своих солдат с раскроенными черепами.

Лицом к лицу

Так называется книга командира 181-го особого разведывательно-диверсионного отряда Северного флота Виктора Леонова. Ему и его бойцам пришлось вступать в многочисленные рукопашные бои с наиболее подготовленными солдатами горнострелковых частей вермахта. Меж собой красноармейцы их называли егерями. Речь шла о немецкой элите, состоящей, как правило, из молодых физически крепких солдат ростом не менее 176 см. Эти немцы были обучены сражаться в суровых климатических условиях и прекрасно владели техникой единоборства. Однако и фашистские егеря не могли противостоять нашим разведчикам-диверсантам.

Вспыхнул и разгорелся необычный, редкий по своей напряжённости и внезапности бой, – вспоминал Леонов. - Это была та смертельная схватка, когда в ход идёт и кулак, и холодное оружие, и подвернувшийся под руку булыжник. Я увидел Андрея совсем близко, притаившимся за большим камнем. По другую сторону камня два егеря ожидали его появления. Короткий выпад вперед, затем обманное движение, и вот уже свалился один егерь, сшибленный ударом приклада. Но, падая, он подсёк Андрея, и тот растянулся на скользком камне. К нему тотчас же устремился другой егерь. Я вскинул автомат, но дал очередь вверх, увидев позади егеря Тарашнина и Гугуева.

Рослый егерь уже занёс винтовку над распластанным на земле разведчиком. Я не видел, как Андрей птицей мотнулся в сторону, но услышал лязг приклада о камень. Винтовка вывалилась из рук егеря, и он нагнулся, чтобы поднять её. В это мгновенье я прыгнул через камень и ударом приклада автомата оглушил фашиста.

По словам дважды героя Советского Союза Виктора Леонова, часто егеря и наши бойцы во время сближения не стреляли друг в друга, предпочитая короткие и яростные схватки. Причина крылась в рельефе местности, позволяющем скрытно подойти к противнику. И наши, и немцы выходили навстречу практически вплотную – на расстоянии двадцати метров. Пред схваткой красноармейцы всегда презрительно и зло улыбались, заставляя фашистов нервничать и думать, нет ли здесь подвоха.

«…Улыбка и тельняшка стали нашим оружием. Враги не выдерживали этого давления на психику», - говорил командир разведчиков.

В окопах Сталинграда

Вспоминая европейские компании, солдаты вермахта всё чаще в разговорах между собой и в письмах домой высказывали мысль: «кто не дрался с русскими в рукопашной схватке, тот не видел настоящую войну». Перестрелки, артиллерийский огонь и бомбардировки, изнурительные марши по грязи, голод и холод не шли в никакое сравнение с короткими и яростными схватками, в которых выжить было практически невозможно.

«Мы сражались 15 дней за один дом, используя миномёты, гранаты, пулемёты и штыки, - писал в письме домой немецкий лейтенант 24-й танковой дивизии, участник Сталинградской битвы. - Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идёт непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боёв. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...»

Статистика рукопашных боёв показывает, что в Великую Отечественную войну в восьмидесяти процентах схваток инициаторами были именно наши бойцы.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ДУХОВНИКИ протоиерей Владимир Первушин Духовник «Исетской Линии» ОВКО подъесаул Почта: duhovnik@islin-ovko....
Открыть раздел ДУХОВНИКИ
ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИПервичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация...
Открыть раздел ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть раздел НАШЕ ВИДЕО
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИВ Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....

Открыть раздел МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)Было много причин остаться,И одна лишь причина – уйти.Не видал я такого братца,Но сплелись воедино пути.Ты не молод, не стар, не с лощеных.Оставляешь смех на потом....
Открыть раздел АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)