г. Екатеринбург

ВЕСТИ АРХИВ

 
К слову о казáчках

Вспоминая Первую мировую.

Сегодня в процессах казачьего возрождения встречается не мало женщин, которые принимают присягу и служат казачеству верой и правдой, порой давая фору в усердии многим мужчинам. Мужчины же из числа казаков не редко осуждают таких «дам», рассуждая о том, что «не гоже бабам носить казачью форму, участвовать в Кругах — путь лучше дома сидят» и т. п.

Разговоры разговорами, теория теорией, а жизнь жизнью - она сложнее и мудрей, она не стоúт на месте, постепенно расставляет всё на свои места, особенно тогда, когда для Родины наступает время испытаний и ответственных решений.

Давайте огланемся назад, в прошлое - а как было там? Там и ответ - и мудрый совет.

Казáчки на войне.

Первая мировая война, ставшая поистине народной, была знаменательна не только огромным количеством технических новшеств, своей масштабностью и размахом. Совершенно новой чертой стало беспрецедентно большое, по сравнению с предшествующими войнами, которые доводилось вести России, участие в ней женщин, которые добровольцами под видом юношей записывались в ряды Русской армии. И происходило это задолго до того, как в условиях революции новые власти решились на формирование «батальонов смерти» Марии Бочкарёвой.

В 1914‒1916 годах служба женщин в армии формально была запрещена, однако многим отважным героиням удавалось правдами и неправдами обходить этот запрет. О некоторых из них мы уже рассказывали ‒ «казак-девица» Елена Чоба, разведчица Кира Башкирова, солдат-фронтовик ‒ девица Тычинина, княгиня-летчица Елена Шаховская. И это только малая часть довольно большого списка! При этом некоторым из женщин удавалось достичь, казалось бы невозможного ‒ не только получить за свои подвиги высшую солдатскую награду ‒ Георгиевский крест, но и быть произведенными за заслуги в офицеры. В популярных очерках можно прочитать, что после первой в Русской армии женщины-офицера ‒ героини Отечественной войны 1812 года Надежды Дуровой, офицерский чин был снова присвоен женщине лишь в 1917 году, когда в поручики была произведена Мария Бочкарева, однако это не так. Уже в 1914 году газеты сообщали о женщине-офицере подпоручике Андреевой, а весной 1915 года на страницах журнала «Унтер-офицер» был напечатан рассказ о 18-летней донской казачке Александре Лагеревой, отличившейся в боях под Сувалками и заслужившей за свои подвиги офицерский чин.

Женщина-прапорщик. Донские казачки.

К числу исключительных, выдвинутых войною героев принадлежит Александра Ефимовна Лагерева, под псевдонимом Александр Ефимович Лагерь, произведённая в первый офицерский чин прапорщика кавалерии.

С самого начала войны на русско-прусском фронте, в первой армии в N-ской казачьей сотне, нёсшей почти исключительно службу разведки, числилось семнадцать молодых девушек, за редким исключением донских казачек. До настоящего времени из числа этих семнадцати восемь убито, а остальные девять - многие из них были ранены - состоят в строю.

Вот последнее дело, за которое урядник Лагерь получил чин прапорщика.

Александра Ефимовна Лагерева небольшого роста, худенькая, стройная девушка неполных восемнадцати лет. Держится в военной форме вполне свободно, рассказывает о себе, о совершенных подвигах слегка небрежным тоном, как о чем-то не заслуживающем большого внимания. В последнем деле ранена в руку, но уже совсем оправилась и снова возвращается в свою сотню.

Во время боёв в Сувалкской губернии разведотряд из четырёх казаков под командой урядника Лагеря столкнулся и был окружён превосходными силами германских уланов. Нападение было произведено так внезапно, что надежды на удачу обороны и прорыва не оставалось никакой. И с верой в свою дальнейшую звезду, которая никогда, даже в самые критические моменты жизни не покидает смелого, казаки положили оружие, сдавшись в плен.

Под конвоем улан отряд Лагеря был отведён к германским позициям в местечко N. Там казаков подвергли внимательному обыску.

«По некоторым вырвавшимся восклицаниям и по тому вниманию, которому я подвергалась со стороны германцев, - рассказывала Лагерева, - я поняла, что они узнали во мне женщину. Но это сослужило нам службу. Начальник отряда приказал отобрать у нас огнестрельное оружие, оставив нам холодное. После обыска, меня и остальных казаков германцы заперли в костёле, приставив к дверям часового, который должен обходить все здание кругом.

Наступил вечер. Нас снова посетило несколько германских офицеров, которые, оглядываясь в мою сторону, о чём-то весело и оживлённо говорили, а затем ушли снова, заперев двери костёла. После их посещения я твердо решилась бежать из плена в что бы то ни стало, хотя бы это стоило нам жизни.

С наступлением ночи казаки стали готовиться к бегству. Костёл был невелик и, кроме запертых дверей, в нем на изрядной высоте были сделаны окна, прикрытые решётками, которые, по всей вероятности, не представляли собой крепости. Быстро составили казаки живую лестницу из тел, и верхний, добравшись до окна, стал бесшумно выламывать решётку. Это удалось ему без большого труда. Тогда его место на плечах товарищей по праву старшинства заняла я. Взобравшись на подоконник, я посмотрела вниз. Взошедшая луна бросала довольно яркий свет. До земли было высоко. Перекрестясь и зажмурившись, я спрыгнула вниз. По счастью, прыжок был очень удачен и я не ударилась сильно о рыхлую, размягчённую от снега, землю. Но оставалась впереди другая опасность - часовой, который уже приближался с обходом.

Подняв крупный булыжник, я плотнее прижалась к углу костёла, скрываясь в его тени. Показался медленно шагающий часовой. В ту минуту, когда он повернулся ко мне спиной, я, откачнувшись корпусом назад, изо всех сил ударила его камнем по затылку. Солдат упал ничком».

По знаку, поданному Лагеревой, казаки один за другим бесшумно, как кошки, стали выпрыгивать из окна костёла. Затем отряд осторожно двинулся вперед. Счастливая звезда благоприятствовала смельчакам. Беспечные германцы, в своем отдалённом расположении от наших, в тылу, не приняли особых мер безопасности. Казакам удалось незаметно прокрасться к коновязи, с краю которой были привязаны их захваченные кони. Охранявший коновязь часовой, не подозревавший надвигающейся опасности, спокойно прислонился к стволу дерева. В одно мгновение ему на голову был накинут башлык, он был повален, связан и лишён возможности позвать на помощь.

На бивуаке седла находятся тут же, подле коновязи. Бесшумно взнузданы и осёдланы узнавшие хозяев лошади, и, пять минут спустя, отряд казаков, не вызвав тревоги, выбрался из района германского расположения. Под утро отряд столкнулся с тремя казаками, отбившимися от своей части и потерявшими направление. Тотчас же оба отряда соединились под командой Лагеревой, почти удвоив свои силы, и вместе продолжали путь.

Удалось благополучно миновать сторожевое охранение германцев, и уже стали приближаться к своим позициям. Отряд вступил в густой пролесок. И тотчас же высланный дозор из двух казаков вернулся, донося, что впереди показались уланы.

Столкновение было неизбежно, а силы слишком неравны. Тогда Лагерева быстро набросала план нападения. По её команде казаки по одному рассыпались по сторонам дороги и, едва впереди показался передовой отряд улан, казаки выскочив из-за деревьев, с обнаженными шашками и гиком, понеслись на улан. Нападение было так неожиданно, что начальник улан, думая, что на его отряд наскочил передовой дозор казаков, а главные силы подходят, совершенно растерялся, и 18 человек германских улан без единого выстрела сдались семи смельчакам.

Узнав о числе пленивших его, немецкий обер-лейтенант швырнул о землю с головы каску и, вцепившись себе в волосы, с отчаянной злобой стал восклицать: «Кому я сдался, кому я сдался!» При обыске при нём были найдены весьма важные заметки и планы.

В целости доведя свой отряд и захватив пленных к нашим позициям, урядник Лагерь донёс своему командиру о своём бегстве из плена и о захваченных документах. За совершенное дело, по представлении на Высочайшее усмотрение, урядник N-ской Донской казачье сотни, Александр Ефимов Лагерь, был произведён в прапорщики казачьих войск.

Как сообщают другие источники, «казак Лагерев» удостоился за свои подвиги также двух Георгиевских крестов, один из которых получил за лихую кавалерийскую атаку у Тарнова, во время которой был ранен в руку.

Какова же была дальнейшая судьба этой героини, увы, неизвестно.

Андрей Иванов, доктор исторических наук


 
Мощи святого Луки в Екатеринбурге

Мощи святого Луки.

К пятилетию Екатеринбургской митрополии, ко дню памяти святой великомученицы Екатерины по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Екатеринбург прибыла великая святыня - ковчег с мощами святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского, из Свято-Троицкого монастыря г. Симферополя.

Торжественная встреча состоялась 6 декабря в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. Казаки «Исесткой Линии», выполняя приказ атамана 5 отдела ОВКО, обеспечивали почётный караул святыни, общественный порядок и занимались упорядочиванием потоков поломников.

7 декабря, в день памяти великомученицы Екатерины - покровительницы Екатеринбургской епархии, после Божественной литургии в Свято-Троицком соборе святыня была крестным ходом перенесена в Храм-на-Крови, где пробыла до 11 декабря 2016 года.


 
Концерт казачьей песни

«Казачья удаль» — 2016.

Казаки «Исетской Линии» ОВКО с членами семей приняли участие в концерте «Казачья удаль». Под таким названием 3 декабря 2016 года в городе Екатеринбурге, в Уральском центре народного искусства (пр. Космонавтов, 23), состоялся концерт казачьих коллективов Свердловской области. Концерт был посвящён Дню воинской славы России, и проводился с целью сохранения, развития и популяризации самобытной казачьей музыкально-песенной, танцевальной, инструментальной культуры.

За многовековую историю своего существования, казачество смогло создать сильную демократическую, свободолюбивую и религиозно-идейную общину со своими нравами, обычаями и идеей защиты Отечества. Образ жизни, высокие моральные принципы, храбрость и особое отношение ко всем явлениям сделало культуру казаков уникальной, неповторимой и интересной не только для потомков, но и для всех, кто интересуется историей России. На концерте «Казачья удаль» лучшие коллективы Среднего Урала представили зрителям всё богатство уникальной казачьей культуры: лирические, строевые, плясовые песни, романсы Оренбургского казачества, народную хореографию и многое другое. Для гостей выступили такие известные фольклорные ансамбли как: семейный ансамбль казачьей песни «Воля», фольклорный ансамбль «Здравица», ансамбль казачьей песни «Вольница», народный ансамбль русской казачьей песни «Забава», ансамбль казачьей песни «Атамань», хор казачьей песни «Уральские просторы», фольклорный ансамбль «Багренье», ансамбль казачьей песни «Золотые родники», ансамбль «Красная горка», ансамбль казачьей песни «Красный яр» и ансамбль казачьей песни «Верея», а также Уральский государственный академический русский народный хор.


 
Казак с молодых ногтей

«Моя родословная» - казачий детский праздник.

Три года назад, воспитателем МА ДОУ Детский сад 2 в г. Красноуфимск Свердловской области Дорошенко Л.А. была создана программа дополнительного образования «Казачонок». Она успешно реализуется и по сей день.

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и «Образовательной программой дошкольного образования и направлена на патриотическое воспитание дошкольников на основе истории и традиций казачества. На занятиях по теме «Родословие» педагог знакомила детей с традициями и обычаями семейной жизни казаков, используя фольклорный материал, рассказывала о происхождении имени и фамилии, развивала умение составлять рассказы о своей семье.

В завершении темы для детей и родителей был организован казачий праздник «Моя родословная». Дети второй младшей группы под руководством воспитателя Дорошенко Л.А. готовились к празднику: знакомились с устным народном творчеством, играли в традиционные подвижные игры-состязания. С музыкальным работником Томиловой А.В. воспитанники разучивали казачьи песни и танцы. Дома родители вместе с детьми составляли родословную, готовили плакаты с родословным древом. При оформлении родословной родителям пришлось приложить не мало усилий - вспоминали своих предков и их деяния. В доступной для детей форме родители рассказывали детям о наиболее знаменитых родичах, их подвигах и трудовых достижениях. На празднике, родители смогли презентовали свои родословные, сами активно участвовали в состязаниях и играх. В гости к малышам пришли воспитанники подготовительной группы (воспитатель Казакова С.А.), которые исполнили казачьи песни. Праздник завершился просмотром видео с рассказом о родословном древе урядника Другова П.О., победителя и призёра Международных и Всероссийских казачьих соревнований, конкурсов и фестивалей.

Кустова Т.В.


 
Новое министерство на Среднем Урале

Создаётся Министерство общественной безопасности Свердловской области.

5 декабря 2016 года Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев внёс изменения в указ о правительстве и исполнительных органах государственной власти Свердловской области, направленные на повышение эффективности обеспечения безопасности в регионе. В соответствии с документом за счёт реорганизации департаментов общественной безопасности и административных органов создаётся Министерство общественной безопасности Среднего Урала.

Таким образом, новое министерство будет курировать практически весь комплекс мероприятий по гражданской обороне, защите населения, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и ликвидации их последствий. Кроме того, новому ведомству передаются полномочия и функции администрации губернатора, закреплённые за департаментом административных органов. Речь идёт, в том числе, о вопросах защиты прав и свобод человека, соблюдении законности и правопорядка, профилактике правонарушений, терроризма и наркомании, противодействии коррупции на территории Свердловской области.

При этом в соответствии с указом за администрацией губернатора закрепляются полномочия и функции в сфере поддержки казачьих обществ, действующих в области, а также в сфере организации патриотического воспитания граждан.

Директору департамента общественной безопасности Александру Клешнину поручено обеспечить мероприятия по реорганизации подразделения, а также - преемственность кадров.

Источник: официальный сайт правительства Свердловской области http://www.midural.ru


 
От президента России

Поздравление с Рождеством.

В рождественскую ночь Владимир Путин присутствовал на праздничном богослужении в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря в Великом Новгороде.

По окончании службы Президент России осмотрел Георгиевский собор монастыря, ставший усыпальницей настоятелей монастыря и русских князей. Главе государства рассказали об итогах археологических раскопок, проведённых в храме. Была, в частности, обнаружена гробница с мощами святителя Феоктиста, архиепископа Новгородского и Псковского в XIII-XIV веках, перезахороненного в Свято-Юрьевом монастыре в 1786 году. Это погребение считалось утраченным в советское время. В.Путину также продемонстрировали фрагменты древнерусских фресок, которые могут быть восстановлены. Кроме того, Президент осмотрел гробницы матери и старшего брата Александра Невского – Феодосии Мстиславны и князя Фёдора Ярославича.

В ходе поездки В.Путин также встретился с новгородскими рыбаками, с которыми познакомился во время прогулки по озеру Ильмень в 2016 году.

В поздравлении главы государства россиянам говорится: «Рождественские дни озаряют нашу жизнь особой радостью, пробуждают самые добрые чувства, обращают нас к духовным истокам и традициям. Это время благих помыслов и дел, искренней заботы о ближних и о тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

Огромную, поистине уникальную роль в возрождении высоких нравственных, моральных ценностей, сбережении нашего богатейшего исторического и культурного наследия играет Русская православная церковь, другие христианские конфессии. Наращивается их взаимодействие с государственными и общественными структурами в делах образования, просвещения и благотворительности, в укреплении института семьи и воспитании подрастающего поколения. И конечно, они многое делают для гармонизации межнационального и межрелигиозного диалога, сохранения в нашей стране гражданского мира и согласия. Такая большая, созидательная работа заслуживает глубокой признательности и уважения.
Желаю православным христианам, всем гражданам России, празднующим Рождество Христово, здоровья, успехов, благополучия».
по материалам сайта Президента России

 

С Рождеством Христовым!

Святки. История и значение Рождественской ёлки.

Святки

Святками, или святыми днями, называют дни с 25 декабря до 5 января (по ст. ст.), то есть от Рождества до Крещения. В эти дни в связи с общей радостью о родившемся Спасителе богослужения особенно праздничны, отменяется пост в среду и пятницу.

Раньше даже после Крещения Руси святость этих дней в народе долго нарушалась разными суеверными языческими обычаями: гаданием, скоморошьими плясками, переодеванием в шутовские костюмы, медведями, свиньями и всякой нечистью, что возбраняется христианской Церковью. Наиболее распространённым среди этих обрядов была коляда, получившая своё название от латинского calendae (у древних римлян в эти дни проводили календы – праздник, отличавшийся особым весельем, чтобы, по поверью, таким прошёл и весь год, отсюда происходит и слово календарь).

Постепенно колядование превратилось в народное празднование Рождества Христова. Колядовали на Руси так. По домам от хаты к хате ходили группы славильщиков, состоявшие в основном из подростков. Каждая группа несла на шесте восьмиконечную Вифлеемскую звезду, сделанную из серебристой бумаги. Иногда звезду делали полой и внутри неё зажигали свечу. Их сопровождал мехоноша, несший мешок для сбора даров. Славильщики останавливались под окнами, заходили в дома и просили у хозяев разрешения спеть колядки.

Содержание колядок было очень разнообразным, но объединяло их одно: радостное возвещение о Рождении Спасителя и пожелание хозяевам получить богатый урожай, обильный приплод у скота, быть здоровыми и счастливыми. Как правило, в каждом доме славильщиков встречали радушно и гостеприимно, заранее готовили угощение и подарки, за которые колядующие благодарили особыми припевками. Скупым пели пожелания обратного содержания. После обхода села славильщики собирались в заранее намеченной избе, все собранные дары делились между участниками и устраивался общий весёлый праздник, часть собранного давали сиротам и бедным.

Веселию этих дней повод даёт сама природа заметным увеличением продолжительности светлого времени после зимнего солнцестояния. Народная пословица: "На коляду дня прибыло на куриную ступню" (на полчаса).

С первой четверти XIX века городское население России стало также устанавливать на Рождество ёлки и устраивать на святках детские Рождественские праздники. Именно от святок происходит сохранившаяся поныне традиция двенадцатидневных рождественских школьных каникул. В дореволюционные времена они так и шли – от Рождества до Крещения. Ныне – начинаются с 1 января по новому стилю, с новогодья, но совершенно без какой-либо логики длятся те же двенадцать дней. И ёлка, перестав быть рождественской, всё еще привязана, как пленница у чежеземных оккупантов, к 1 января. Напомним же об исходной ёлочной традиции.

Как у нас появилась ёлка

Прежде чем напомнить о символическом значении Рождественской ёлки, сначала несколько слов об истории её появления в России. Первая ёлка появилась у нас повелением Петра I - в ходе его насаждения европейской моды, обычаев, праздников, календаря. Вместе с началом календарной реформы в день введения Петром европейского новолетия с 1 января 1700 г. от Р.Х. было издано распоряжение:

«По большим проезжим улицам, и знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мiрского чина, перед воротами, учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет; и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным и знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям коемуждо на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится; а по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы; а где мелкие дворы, — собравшись по пяти или шести дворов, тако ж огонь класть, или, кто похочет, на столбиках по одной, или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».

Первую "огненную потеху" устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Почему Петру захотелось ставить ёлки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Ёлочный обычай этот также не сразу привился: ёлками в день Нового года стали украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: "поднять ёлку" означало напиться, "идти под ёлку" – идти в кабак.

Европейская традиция ставить ёлку, но не новогоднюю, а, конечно, рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую ёлку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: ёлку у них ставили в центр стола, украшали её конфетами, печеньем, свечками. Вскоре этот красивый обычай стал модным в домах русской придворной знати и вообще в высшем обществе. В канун Рождества ёлками стали украшать присутственные места, вокзалы, рестораны, городские площади.

Именно с этих пор атрибутом рождественских праздников в России стал и европейский "Санта Клаус". Имя его в Европе было изначально связано со святителем Николаем Мирликийским, праздник которого отмечался 6 декабря. Однако постепенно с конца XVIII века, на основе сказочных литературных фантазий на эту тему, европейцы стали ассоциировать св. Николая с волшебником-дарителем рождественских подарков детям. В России святитель Николай, как один из наиболее почитаемых святых, не мог быть перенят в столь профанированном обличье. Вместо этого европейский сказочный Санта Клаус был русифицирован также в сказочном виде как "Дед Мороз" – в связи с такими персонажами старинных русских сказок как Морозко и Мороз Иванович, его стали называть в России также: Рождественский дед или Ёлочный дед, не связывая со св. Николаем Чудотворцем. Праздновали в городах России и Новый год – на святках, как весёлое продолжение Рождества после долгого поста.

Однако основная часть народа – крестьянство, продолжала праздновать Рождество традиционно, после церковной службы и разговления с рождественские песнопения (колядками) и Вифлеемской звездой обходили дома и пели поздравления хозяевам, получали угощения. Особенный размах праздничные гуляния достигали во время святок, но обходились при этом без ёлок. А Новый год у православного народа начинался 1 сентября по церковному календарю годичного цикла богослужений.

После большевицкого переворота общественные ёлки на Рождество в советской России были запрещены как "религиозный пережиток". Их передвинули на Новый год – таковы были уже первые советские детские ёлки в Горках у Ленина, куда приглашали местных ребятишек. 1 февраля 1918 г. большевики ввели григорианский календарь, приказав считать этот день 14-м февраля, – тем самым намеренно предвинули новогодний праздник на дни Рождественского поста. Более того: 1 октября 1929 г. была сделана попытка ввести новый, революционный календарь, отменяющий как "религиозный пережиток" даже семидневную неделю. В пятидневной рабочей неделе воскресенья и, следовательно, многие церковные праздники, были сделаны рабочими днями.

Лишь в частном порядке в советское время люди дома наряжали к Рождеству ёлки и праздновали русский Новый год (по старому стилю). Хотя в 1920-1930-е гг. за это могли грозить неприятности партийцам, от которых требовалась особая "сознательность".

В середине 1930-х гг., когда Сталин в соперничестве с интернациональной "ленинской гвардией" в борьбе за власть решил тактически опираться на самый многочисленный – русский народ и реабилитировать некоторые русские традиции, в 1935 г. на Новый год в Москве был вновь устроен первый официальный детский утренник – некое внешнее подобие Рождественской елки. В 1936 г. правительственным постановлением было разрешено публичное празднование Нового года с установлением елей в госучреждениях, школах, на городских площадях. Только ели должны были украшаться не Вифлеемской восьмиконечной звездой, а красной пентаграммой. Первая такая общественная елка была устроена 1 января 1937 г. в Москве в Доме союзов; видимо, тогда же у советского "Деда Мороза" (в отличие от европейского Санта Клауса) появилась внучка "Снегурочка". С этого времени елку в СССР стали привязывать именно к новогоднему празднику, что, к сожалению, было перенято и в ельцинско-путинской РФ.

Вся сохранившаяся в современной РФ символика советского Новогодья – это всё та же, переработанная большевиками западная с псевдо-"рождественскими" русскими отголосками: с неизменной пятиконечной звездой, щедрым мясным застольем в постные дни, пальбой в небо, обещаниями "светлого будущего" в телеобращениях партруководства и развлекательными "голубыми огоньками", превращенными ныне в пошлейшую вакханалию еврейского юмора, сдобренную теперь еще и языческими поздравлениями с годами всяческих обезьян, козлов, свиней и иных животных по восточному календарю – всё это продолжающееся глумление над христианским праздником Рождества. Воспитанным в СССР людям, в том числе вполне добропорядочным, и в голову не приходит, что даже их дети на "новогодних елках" в эти дни празднуют по сути антирелигиозный праздник, противопоставленный большевиками христианскому Рождеству именно в дни Рождественского поста. А теперь на этом фоне вспомним о православном значении Рождественской елки.

Символическое значение Рождественской ёлки

История говорит нам, что обычай ставить украшенную ёлку в это время года ведёт своё начало со времён язычества. По воззрениям древних язычников, украшенное плодами и светильниками дерево в это время года, соответствующее времени наших святок, служит символом поворота солнца на лето, когда заметно увеличивается продолжительность дня и мы знаем, что под живительным действием солнечных лучей вскоре всё в природе после мертвенной зимней спячки вновь оживет и расцветет, чтобы дать плоды, питающие нас. Устройство елки именно в это время года было издавна приветом возрождающемуся солнцу, дарящему людям жизнь.

Вероятно, и в нынешнее время для нехристиан и атеистов устройство елки имеет подобное символическое значение – ибо как раз на Новый год принято желать "нового счастья", "исполнения всех желаний", "успехов в работе", материального благосостояния и т.п. Сохранилось даже языческое дохристианское поверье, что встреча Нового года имеет роковое значение для всего годового периода: мол, как встретишь Новый год – так его и проведешь; поэтому непременно надо праздновать как можно веселее, сытнее и разгульнее.

Но для православного человека всё, сотворенное Богом и само мiроздание, имеет более глубокий смысл: у нас елка – не чувственный привет солнцу и его земным дарам, а выражение благодарности Творцу этого солнца, Творцу мiра и человека за Его духовные дары: "Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе!". Такими словами в Рождественском песнопении мы благодарим воплотившегося Сына Божия за то, что Он пришел оживить, воскресить, обновить всю тварь и венец творения – всех людей, открыв им путь к вечной жизни. То есть у нас всё должно твориться во славу Божию, включая все наши празднования.

Поэтому и Рождественская елка выбрана у христиан таким символ жизни и безсмертия – поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев. По этой же причине, как известно, ельником устилают при похоронах путь умерших к месту последнего упокоения в надежде воскресения и жизни вечной. С этой точки зрения устраиваемая на Рождество елка должна напоминать нам об Источнике жизни и безсмертия, Который рожден Пресвятой Девой Марией и благостью Которого мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

Елка напоминает нам также о состоянии рода человеческого до Христа. За грех непослушания Богу Адам и Ева лишились блаженства в раю, где находилось древо жизни, имевшее силу предохранять от болезней и смерти человека, питавшегося его плодами. После изгнания из рая прародителей наших у входа в него был поставлен херувим с огненным мечом, преграждая смертным изгнанникам доступ к древу жизни. И так продолжалось до пришествия Христа, отверзшего людям двери в рай.

Это благодеяние Христа так воспевается Церковью в рождественском песнопении: "Приидите возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе [возвещая совершившееся таинство] средостение градежа [стена, служившая преградой] разрушися, пламенное оружие плещи дает [обращает в тыл, удалено], и херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от него же произгнан бых преслушания ради" (Стихира на "Господи воззвах"). Вот о чем напоминает и проповедует нам вечнозеленая елка.

А восьмиконечная звезда, которой мы увенчиваем это древо, означает ту звезду, которую волхвы видели на Востоке и которая привела их ко Христу, чтобы поклониться Ему – Солнцу Правды. Подарки же, раздаваемые у ёлки, напоминают, с одной стороны, о дарах волхвов, принесённых Царю Христу, а с другой стороны, – "обилия благодати и дара праведности", которых нас удостаивает Спаситель, чтобы мы могли избегнуть смерти для жизни вечной (Рим. 5:17).

по материалам «Русской идеи» http://rusidea.org/


 

ВЕСТИ АРХИВ


 
В канун Рождества

Казачий дед Мороз.

В канун Рождества 2017 года к казакам хутора Северный «Исетской Линии» ОВКО пришёл в семьи с поздравлениями дедушка Мороз.

Шеврон Оренбургского войска на рукаве, гáзыри на праздничном кафтане и атаманская папаха — в таком виде казачий дед Мороз ходит по домам и квартирам казаков хутора Северный уже не первый год. Казачата с радостью ждут его подарки, готовя праздничные костюмы, стихи и песни. Хоровод вокруг ёлочки завершает каждый семейный визит новогоднего гостя, возвещающего детворе, что скоро родится Спаситель мира.

"Дед Мороз" — сам казак хутора Северный, с казаками-помощниками объезжает в течение нескольких дней всех хуторян — от дома к дому, от квартиры к квартире. Справу деду Морозу казаки хутора ладили своими силами - ведь такое в магазине не купишь. Уже несколько лет казачий костюм Мороза верой и правдой служит им в новогодние и Рождественские мероприятия.


 
Готовясь к службе в армии

Казачата в объятьях подвисной системы.

2 января 2017 года в Екатеринбургском авиационно-спортивном клубе РОСТО (ДОСААФ) прошли первые ознакомительные занятия по парашютно-десантной подготовке сводного кадетского казачьего отряда из воспитанников ХКО «Станица Исетская» - это ВПК «Доблесть», ВПК «Гвардеец» и ВПК «Вепрь». К ним присоединились воспитанники Исетского казачьего кадетского корпуса им. св. Цесаревича Алексия.

Занятия проводили инструктора по парашютно-десантной подготовке Центра военно-патриотического воспитания "Каскад". Кадеты прошли ознакомление с парашютом Д-6, З-6, узнав тактико-технические характеристики, основные части и принцип работы парашютных систем. Изучили действия парашютиста при отделении от борта, действия парашютиста в воздухе и при приземлении, ознакомились с десантированием в полном снаряжении (КГ-30, РД, личное оружие), а также узнали, в каких подразделениях ВДВ и Морской пехоты РФ могут проходить службу казаки.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ДУХОВНИКИ протоиерей Владимир Первушин Духовник «Исетской Линии» ОВКО подъесаул Почта: duhovnik@islin-ovko....
Открыть раздел ДУХОВНИКИ
ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИПервичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация...
Открыть раздел ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИВ Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....

Открыть раздел МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)Было много причин остаться,И одна лишь причина – уйти.Не видал я такого братца,Но сплелись воедино пути.Ты не молод, не стар, не с лощеных.Оставляешь смех на потом....
Открыть раздел АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть раздел НАШЕ ВИДЕО
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ