г. Екатеринбург

ИСТОРИЯ ИСЕТСКОЙ ЛИНИИ

 
ИСТОРИЯ ИСЕТСКОЙ ЛИНИИ

Старая история Исетского казачества на Урале

В многогранной истории Российского государства казачество играло роль, которую и сегодня трудно переоценить: казаки заселяли окраины государства и защищали их от внешних врагов. Патриотизм, верное служение Отечеству, самобытная культура, общинное землепользование – всё это составляет лучшие традиции данного служилого сословия. Именно на возрождение этих традиций и направлена деятельность возникающих сейчас объединений потомков казаков у нас на Урале.

В советские времена история, как компонент патриотического воспитания, изучалась и рассматривалась больше под международной и общероссийской призмой. В современном патриотическом воспитания подрастающего поколения необходимо прививать любовь к местному родному краю. И ярким примером может послужить история Исетского казачества.

Историческая территория Исетского Казачества охватывает лесостепные районы Свердловской, Курганской, Челябинской областей, юга Тюменской области по течению рек Исети, Тобола и их притокам, начиная с 7-го тысячелетия до н.э. Ещё 9 тысяч лет назад эти земли являлись одним из основных регионов формирования индоевропейской этническо-языковой общности.

Во 2-1 – ом тысячелетиях до н.э. по всему течению реки Исети (по Исеть-дону, от иранского «дану»- «река») вплоть до Тобола и Ишима жили исседоны – древние исетские казаки. Они были настолько известны, что о них писал даже Геродот. С глубокой древности сохранились в Свердловской и Курганской областях названия рек и озёр: Исеть, Синара, Теча, озера Горькое, Половинное, Большое Пустое, Щучье, Лебяжье, Медвежье, Чёрное, Малые Донки и др., Все они свидетельствуют о проживании здесь славянского казачьего населения.

Уникальные бронзовые пластинки, изображающие всадников, были найдены при раскопках Гляденовского могильника 3 века до н.э. - 2 век н.э. Особенно поражает пластина, где изображён всадник на коне, попирающем копытами змея. Этот прообраз Георгия Победоносца бытовал у исетских казаков за 7-6 столетий до появления его в христианстве! Не случайно он и ныне является для казаков святым символом воинской доблести. («История Урала» в 2-х тт., «Наука», М., 1989, т.1,с.124)

В более поздние времена казаки продолжали жить в укреплённых городках, слободках (от иран. «сельское поселение») и сёлах, в том числе и во времена Золотой Орды. Не может народ, тем более русский, однажды зародившись, уйти в небытие. Чтобы выжить в те тяжёлые времена, казаки в совершенстве овладели татарским языком. Точно так же легко говорили по-татарски и казаки Дона, Терека, Волги и Яика. Они превосходно изучили тактику татарского конно-стрелкового боя, умело вели разведку в степи, хитро применяли различные боевые приёмы и манёвры. Золотоордынская верхушка использовала их, как в военных действиях, так и на хозяйственных работах.

После распада Золотой Орды казаки Зауралья и Западной Сибири попали под власть сибирских ханов. Однако с приходом сюда в конце 16 века отрядов Ермака, местные казаки воспрянули духом и стали переходить на сторону «белого царя». Здесь и кроется разгадка того удивительного факта, когда малочисленные русские отряды одолевали 10-тысячные полчища неменее ловких кучумовцев. Кучума покинули многие бывшие подданные и союзники из числа местных казаков. Кучум жестоко мстил им за это, совершая набеги на русские владения вплоть до Тобольска, усиленные вновь прибывшими казаками и беглыми крестьянами из центра России. Поэтому основная масса сибирских татарских и вогульских князей, а также башкир просто вынуждена была принять российское подданство.

В 1586 году казаки основали Тюмень, в 1587 – Тобольск, в 90-е годы 16 века – города Пелым, Берёзов, Сургут. В 1598 году объединённый русско-татарский отряд в 400 человек разгромил войско Кучума, который вскоре погиб. В том же 1598 году казаками начато строительство крупного таможенного пункта на пути в Сибирь – Верхотурья. Именно к этому времени за Уралом сложилось «Войско» со всеми его основными компонентами. Больше всего служилых людей оказалось в Тобольске.

В 17 веке наиболее мощные казачьи общины формируются в Башкирии, на Яике и по течению Исети с её притоками. Особенно интенсивно осваивается район Исети, где казачество жило с давних времен. В 1649 году коренной исетский казак Давыд Андреев основал Красный Бор. Год спустя – Усть-Миасский и Исетский острожки. Прилегавшая к ним земля была отдана Андрееву, получившему разрешение заселять её казаками и пашенными крестьянами. По течению Исети было построено много новых острогов, слобод и крепостей.

В 1650 году атаман Белошейкин основал Колчеданский острог, в 1659- Катайский. В 1660 году возник острог Мехонский, в 1668 – Терсюцкий и Шадринский, в 1669 – Бешкильский, в 1671 - Арамильский и Средне-Миасский, в 1679 – Чумляцкий, в 1682 - Белоярский, в 1685 – Верхнее-Миасский, в 1687 – Бродо-Калмацкий, в 1688 году – Багаряцкий и Новопещанский. Именно в эти городки хлынули беглые крестьяне из центра России. На Урале их всех заверстали в казаки. Также сюда устремляются вольные ватаги с Волги, Дона и Днепра.

В памяти народной сохранились имена атаманов ватаг, обосновавшихся в Синарском Бору: Булгарина, Губина, Кожевникова.

Таким образом, возникла новая опорная Исетская Линия против кочевников, разорявших русские поселения. Край по Исети до Тобола покрылся сетью передовых форпостов.

Казаки делились на городовых и станичных. Городовые по сотням, пятидесяткам и десяткам использовались для защиты городов.

Станичники составляли станицы от десятка до сотни и более. Командовали ими атаманы. Станичники вели разведку в глубине степи, наблюдали за транспортными путями, добывали «языков», несли вестовую службу, а в случаях нападения неприятеля защищали пограничные города.

Казаки устраивали далеко в степях в удобных местах сторожевые посты- сторoжи и по ним стали называться сторожевыми. Для сторoж выбирали возвышенности, но нередко делали помосты на 4-х высоких столбах или насыпали курганы, с которых следили за местностью. На посту всегда находился часовой, а несколько казаков в полном боевом снаряжении – у подножия. Для быстрой передачи известий пользовались летучей почтой или разжигали костры.

Общепризнанной особенностью казачьих войск была их универсальность. Один из сибирских губернаторов говорил: «Без казаков никак обойтись неможно, оные употребляются в такие службы, в каковые никакие чины способны быть не могут».

Были среди первопоселенцев и крестьяне из Исетского острога – самого большого до XVIII в. опорного пункта в пограничье Зауралья со Степью. В остроге имелись беломестные Исетские казаки. Были беломестные багарякские и тeченские казаки.

Казаки жили отдельными общинами, которые управлялись атаманами по обычаям предков. Все вопросы решались на казачьем Кругу. Атаманы получали от сибирских воевод приказы и отвечали за их исполнение.

В 1734 году в русское подданство перешли киргиз-кайсаки Малой и Средней Орды, в связи с чем на берегу реки Орь началось строительство города Оренбурга, Красноуфимской и Элдяцкой крепости. Затем возникли остроги Бисертский и Ачитский. Новая Линия шла от Красноуфимска через Бисерть и Ачит, через Екатеринбург, Колчедан, Долматов, Катайск и Шадринск - до Кургана и Звериноголовской.

В 1736 году Исетское Казачье Войско получает организационное оформление. По Высочайшему Указу 11 февраля 1736 года В.Н.Татищев образовал из исетских казаков Особое Войско и дал ему временный штат. Крепость Челябинская стала постоянным местом пребывания войсковой администрации Исетского Казачьего Войска. Она состояла из Войскового Атамана, есаула, писаря, войсковой старшины (8 человек) и войсковой избы (канцелярии).

В 1743 году сподвижник Петра I дипломат И.И.Неплюев проехал по Исетской Линии и распределил по крепостям еще 1360 казаков. На следующий год он разделил казаков на сотни и сформировал боевую единицу - Оренбургский нерегулярный корпус. Учредили должность Войскового Атамана. Им стал Матвей Шилов.

В 1748 году все сотни были сведены в Оренбургское Нерегулярное Войско, в состав которого под наименованием Исетское Казачье Войско вошли и исетские казаки.

В 1798 году Оренбургское Казачье Войско претерпело ряд изменений. Оно было поделено на 5 кантонов. Первый и главный кантон образовало Исетское Войско, второй – казаки разных крепостей, третий – уфимские, четвертый – собственно оренбургские, пятый – самарские.

Таким образом, на протяжении 150 лет, начиная с закладки Верхотурья исетскими казаками, в 1598 году – и до вхождения в состав Оренбургского Войска в 1748 году – Исетское Казачье Войско являлось первым Казачьим Войском Урала и существовало в качестве самостоятельной боевой единицы.

В 1808 году Исетское войско ликвидировали – все казаки стали оренбургскими. В казаки стали зачислять пленных французов, государственных крестьян и отставных солдат, поляков, башкир и т. п. Потомки же автономного Исетского казачьего войска выделяли себя и помнили о прошлом, которое обрастало легендами.

Вся пограничная линия длиной около 2 тысяч километров тянулась от Каспийского моря до Тобола. Она сотни лет успешно оборонялась казачеством Урала. Исетские казаки принимали самое активное участие во всех боевых действиях, военных походах и войнах, которые вела Российская Империя. Исетские казаки также были участниками экспедиций по завоеванию и обустройству новых территорий, в частности, в Средней Азии. Многие из них за мужество и доблесть были отмечены наградами российского правительства и покрыли себя неувядаемой славой.

Используемая Литература

  1. Законодательные акты Российского государства второй половины ХVI–первой половины ХVII века. Тексты / под ред. Н. Е. Носова. № 129. Л., 1986.

  2. Алексеев М. П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей. Т. I. ХIII–ХVII вв. Иркутск, 1932.

  3. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. Кн. 1. СПб., 1839.

  4. Емельянов А. Л. История Приисетья. Тюмень, 2006.

  5. История казачества Азиатской России: [в 3 т.]. Т. 1. Екатеринбург, 1995.

  6. История становления казачества в Зауралье и Сибири. Тюмень, 2004.

  7. Трут В., Курков Г. Военная энциклопедия казачества. М., 2009.

  8. Дмитриев-Мамонтов А. И. Пугачёвский бунт в Зауралье и Сибири. СПб., 1907.

  9. Лохманов И. А. Путь становления казачества в Зауралье // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней (история, язык, культура): материалы международной научно-практической конференции / под ред. И. С. Карабулатовой и В. Н. Евсеева. Тюмень, 2009.


Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ДУХОВНИКИ протоиерей Владимир Первушин Духовник «Исетской Линии» ОВКО подъесаул Почта: duhovnik@islin-ovko....
Открыть раздел ДУХОВНИКИ
ХУТОРА И СТАНИЦЫПервичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация...
Открыть раздел ХУТОРА И СТАНИЦЫ
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть раздел НАШЕ ВИДЕО
ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различияФорма одежды Оренбургского казачьего войска...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различия
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИВ Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....

Открыть раздел МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)Было много причин остаться,И одна лишь причина – уйти.Не видал я такого братца,Но сплелись воедино пути.Ты не молод, не стар, не с лощеных.Оставляешь смех на потом....
Открыть раздел АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)