г. Екатеринбург

ВЕСТИ

Официальный сайт ЕОКО "Исетская Линия" Пятый отдел Оренбургского Казачьего Войска (ОВКО) ОГРН 1106600004180 ГРКО 300970022
 

День матери-казачки

Слово о казачке.

В стародавние времена казаки, исключительно воины, проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь «на чеку» в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей, не располагала их к семейной жизни. Жена, семья была обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями, становилось осёдлым. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на «ясырках», т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Отсюда пословица; «бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону».

Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена, они привозили из похода с собой «ясырок» - красивых турчанок, черкешенок и т. д.

«А жён себе красных /красивых/ и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем» - так отписывали в своём «казачьем письме» турецкому султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жён, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству». Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках и других горских женщинах, уральцы на ногайках и сартянках, сибирские «казаки - землепроходцы» - на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: «шлите нам баб» и браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок.

Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - «потурчанки». Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.

В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили «ясырь», стараясь выбирать исключительно из горских красавиц.

Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков - «гроза Кавказа», привёз десять тысяч «женского ясыря»: кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: «казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи».

Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: «Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону». Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:

Люблю я Дон, твои станицы,
Твоих красавиц смуглы лица...


«О чернобровых казачках» пел поэт Чулков и др. русские поэты.
Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.
В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642 г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.

В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства, и на казачку ложится тяжёлая работа.

Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода /1812-1815/, в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их «земно кланяясь» за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю «домашность».

Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой «бабуне», матери и «жалмерке». Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - «Казачья колыбельная песня». Казак десятками лет находился бессменно на службе и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке.

«Краса черкесских дочерей» - М.К. Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.

Бабка Кудимовна по «часослову» учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. «Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок.

Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня «Липкинского поста».

«Бабы-георгиевские кавалеры» - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - «Казачка-невеста», Галина Булавина, Ульянка /героиня романа "Всё проходит" Краснов П.Н./.
Особенно богата историческими именами украинская казачка, т.к. их очень много, для сведения приведём лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода гр. Разумовских, Оболонская - «Кума» императрицы Елизаветы Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай - украинская поэтесса Х
VII века и другие.

Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных «кофейниц» - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света - смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова, львица петербургского высшего света, графиня А.П. Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие.

Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, это то, что образованные казачки, унаследовав от своих прабабок «ясырок» психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения «народников» и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. По восточному, её идеалом был: Бог, семья и «домашность». Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа «бабушки русской революции» - Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской и т. д.

На казачьей земле никогда не было крепостного права, «барщины», а посему среди них не было жестоких помещиц, истязательниц крестьян, известных по истории и литературе: «Людоедки-Салтычихи», истязательниц - Насти Минкиной, Марии Дуровой и т.д.

В стихотворении «Косарь», поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки - Дарьянки в повести Л. Толстого «Казаки», а любящая мать-казачка в «Тарасе Бульбе» - Гоголя, Мария Кочубей в «Полтаве» Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже «амператрицы» - жены «мужицкого царя» - Емельяна Пугачева: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их «фрейлина» - Прасковья Ивановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя.
Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы жестокой гражданской войны 1917-1920 г. Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубанского и др. походов. Партизанки: Чернецова, Галаева. В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки как и в старину, одни вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от красных. Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году.

Ещё большую стойкость и героизм проявили они в жестокие годы раскулачивания казаков, известны были тогда «бабьи бунты» против коллективизации. Если несколько жен декабристов воспеты были Некрасовым за то, что они последовали за мужьями в Сибирь, то теперь сотни тысяч казачек последовали со своими мужьями в «гиблые места»: Нарым, Соловки, Сибирь... на верную смерть.
В произведениях писателей: П.Н. Краснова, М.А. Шолохова, Ф.Д. Крюкова и др. мы находим прекрасные образы героинь-казачек.

И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то «красновская» казачка была способна не задумываясь идти на большой подвиг во имя родины.

К выдающимся именам, ранее упомянутых, прибавим следующие имена:
известная художница Е.В. Краснушкина, А.И. Менделеева /урожденная Попова/, артистки государственных театров: Е.П. Пашутина, Л.И. Елисеева, О.В. Суровецкая, балерины: Т. Степанова, 0,М. Смирнова, М.П. Филиппова, В,Я. Еланская / Поначевная/, «Звезда Голливуда» - Н. Цыганкова, поэтессы; А.И. Себрякова, М.И. Тушканова, Таисия Боженова, Мария Волкова, В.Г. Каргальская и др. Профессор Л.И. Косоногова и её сестра, выдающийся хирург М.И. Косоногова, писательницы: Л.К. Потанина, О.В. Омельченко и другие, наконец, единственная в своём роде О.Г. Каргина - депутатка всех войсковых кругов эпохи Каледина, и единственный случай в истории парламента, и кавалер ордена Св. Георгия в Великую войну, кубанская казачка, сестра милосердия - Римма Иванова.
В советском «раю» и в эмиграции казачка осталась верна себе, воспитав, вырастив и сохранив своих детей, несмотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине.

Казачья колыбельная - Евгений Бунтов

Скачать

сл. Ю.Лермонтов, муз. Е.Бунтов



Вернуться в раздел ВЕСТИ

Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ДУХОВНИКИ протоиерей Владимир Первушин Духовник «Исетской Линии» ОВКО подъесаул Почта: duhovnik@islin-ovko....
Открыть раздел ДУХОВНИКИ
ХУТОРА И СТАНИЦЫПервичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация...
Открыть раздел ХУТОРА И СТАНИЦЫ
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть раздел НАШЕ ВИДЕО
ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различияФорма одежды Оренбургского казачьего войска...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различия
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИВ Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....

Открыть раздел МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)Было много причин остаться,И одна лишь причина – уйти.Не видал я такого братца,Но сплелись воедино пути.Ты не молод, не стар, не с лощеных.Оставляешь смех на потом....
Открыть раздел АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)