г. Екатеринбург

ВЕСТИ

Официальный сайт ЕОКО "Исетская Линия" Пятый отдел Оренбургского Казачьего Войска (ОВКО) ОГРН 1106600004180 ГРКО 300970022
 
Обращаясь к традиции

Распределение обязанностей в казачьих семьях.

Обязанности в большой казачьей семье исторически были чётко распределены. Отец руководил полевыми работами сыновей, мать давала поручения невесткам по дому. Дореволюционные авторы отмечали, что исполнение более тяжёлых работ ложилось на плечи мужчин-братьев: они пахали, боронили, сеяли, доставляли дрова из леса, «устраивали ограду вокруг двора и огорода, покрывали жилые и нежилые строения, ухаживали за лошадьми, рогатым скотом, овцами». «Все же работы внутри дома, как например, приготовление еды, печение хлебов, побелка дома, стирка белья, уход за домашней птицей и свиньями, разведение огорода – входило в обязанности женщин. Они также должны были приготовить полотно для белья своим мужьям и детям, сукно для зипунов, нитки для чулок и пр».

Помощниками родителей по хозяйству были дети. По словам дореволюционных авторов, «дети казаков очень рано приучались к физическому труду, привыкали к терпению и настойчивости в преодолении невзгод жизни». Поскольку в семьях были дети разных возрастов, за ними закреплялись и посильные для каждого обязанности: одни встречали с выгонов и поили овец, другие – крупный скот, третьи приносили в дом дрова, четвёртые смотрели за младшими и т.д. Как правило, с 11 лет мальчики вместе со взрослыми казаками участвовали в ловле рыбы, а девочки вместе с женщинами помогали рыбакам плести сети. Девочек рано приобщали к ведению домашнего хозяйства, рукоделию, приготовлению пищи. С 12-летнего возраста они уже умели печь хлеб. Участие детей в семейных заботах развивало у них ответственность за порученное дело и другие качества, необходимые для нелегкой взрослой казачьей жизни.

Казак бо́льшую часть жизни проводил на военной службе, в походах и на кордоне. Только при счастливых обстоятельствах удавалось ему вырваться недели на две-три домой, похозяйничать и поработать, приласкать детей, да поболтать с хозяйкой, на которой лежала вся тяжесть ведения домашнего хозяйства. «Казачка той поры, - писал казачий историк Ф. А. Щербина, - с вечною тревогою в сердце за жизнь мужа, детей, братьев, служивших на Линии, творила, собственно, экономический быт, вела хозяйство, покоила стариков, руководила подростками, воспитывала детей и вообще заботилась об устроении того уютного уголка, который рисовался радужными и светлыми красками в мыслях казака среди военных бурь и треволнений. Прошлое молчит о том, чего ей всеё это стоило, каким количеством вздохов сопровождала она каждый свой шаг, сколько слёз пролито ею при жизненных неудачах и затруднениях, какую бездну горечи и гнетущих мыслей вынесла еёё многострадальная грудь. Казачка работала, не покладая рук, брала в руки косу или серп, пахала и сеяла, «орудовала» топором, не досыпала ночей, имея при этом помощников в лице подростков и малолетних детей… И когда жестокая война навеки разлучала её с мужем, казачка опять-таки не падала духом и билась из сил, пока не становились на ноги её дети, будущие казаки и будущий предмет тревоги для материнского сердца».

Несмотря на тяжёлый физический труд, который приходилось выполнять казачкам по хозяйству, они, по отзывам современников, были всегда чистоплотны, опрятны, белолицы и почти всегда нарядны. Л.Н.Толстой, некоторое время живший среди гребенских казаков, писал о казачках: «Постоянный мужской, тяжёлый труд и заботы, переданные ей на руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. Женщины большею частью и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков. Красота гребенской женщины особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с широким и могучим сложением северной женщины… Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость их жизни». Внешняя покорность мужу и сдержанность казачек не являлись свидетельством их слабости или робости. Казачка никогда не была рабом своего мужа, но это нисколько ей не мешало оставаться его работницей – в виду беспрерывной его службы. Она всегда готова была заняться тяжким трудом, лишь бы видеть своего мужа на лихом коне с дорогим оружием. С другой стороны, как писали современники, «не один казак положил свою голову для того, чтобы доставить своей красавице жене честь щегольнуть перед подругами своим героем мужем». «Жена для гребенца, – по замечаниям современников, – это главное его богатство, откуда он получает и обмундирование, и вооружение, и коня. Чем казак удалее и отважнее, чем он более предан службе, тем он более плохой хозяин. Жена в хозяйстве и доме для него - архимедов рычаг, и её сила чувствуется и видится ему везде. И горе казаку, который не имеет такой жены! Тогда и в доме, и в поле – везде у него плохо».



Вернуться в раздел ВЕСТИ

Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ДУХОВНИКИ протоиерей Владимир Первушин Духовник «Исетской Линии» ОВКО подъесаул Почта: duhovnik@islin-ovko....
Открыть раздел ДУХОВНИКИ
ХУТОРА И СТАНИЦЫПервичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация...
Открыть раздел ХУТОРА И СТАНИЦЫ
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть раздел НАШЕ ВИДЕО
ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различияФорма одежды Оренбургского казачьего войска...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различия
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИВ Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....

Открыть раздел МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)Было много причин остаться,И одна лишь причина – уйти.Не видал я такого братца,Но сплелись воедино пути.Ты не молод, не стар, не с лощеных.Оставляешь смех на потом....
Открыть раздел АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)