г. Екатеринбург

ВЕСТИ

Официальный сайт ЕОКО "Исетская Линия" Пятый отдел Оренбургского Казачьего Войска (ОВКО) ОГРН 1106600004180 ГРКО 300970022
 
Традиция

Как казаки с пьянством боролись


Пьянство для казака считалось позором. Минимум, что за него могли сделать – это высечь плетьми, а максимум – выгнать из общины. А во время похода на неприятеля пьянство считалось у казаков уголовным преступлением и каралось немедленной смертной казнью.

В обычное невоенное время спиртное употребляли, но только по особым праздникам и в меру. Тем не менее, среди казаков иногда встречались пьяницы, которые себя таковыми не считали и добровольно расставаться с «зелёным змием» не желали. Один пожилой казак рассказывал, что перед тем, как принять суровые меры таких людей пытались лечить. Для этого применяли корень копытня европейского. Одну столовую ложку корней копытня заливали стаканом воды (200 мл), кипятили на малом огне 1-2 минуты, настаивали час и процеживали. В бутылку водки (или самогона) вливали две столовые ложки этого отвара. Потом на каком-нибудь гулянии ставили эту бутылку перед любителем выпивки, а перед его соседями по столу (которые были предупреждены) – бутылки с «нормальной» водкой. Специальный ловкий человек пьянице наливал только из этой бутылки, а соседям – из других. Пьяница выпивал эту водку, и через какое-то время у него начиналась тошнота, переходящая в рвоту. Но ведь человек не знал, что в его водку что-то подмешано, и думал, что его рвёт от водки. А соседи по столу, которые были в сговоре с лекарем, активно убеждали человека в том, что рвёт его именно от водки. Нескольких таких повторений вполне хватало для того, чтобы у пьяницы на спиртное вырабатывался рвотный рефлекс. Человека начинало тошнить от одного только вида и запаха спиртного. Однако копытень повышает давление, поэтому применять это средство для людей с гипертонией следует очень осторожно.

Вместо копытня иногда брали корень растения любисток и лавровый лист. Чайную ложку корня и два листа лаврушки настаивали на бутылке водки, и эту водку подсовывали пьянице. Для того, чтобы отбить запах трав, могли добавить душистый перец или корень имбиря, и говорили, что эту водку, мол, прислал соседский атаман. Или делали так: брали чайную ложку сухой травы плаун-баранец на 1 стакан воды, кипятили 10 минут и процеживали. Перед застольем смешивали 100 мл этого отвара с небольшим количеством кваса или узвара (компота), и давали выпить пьянице – якобы просто для аппетита. Бывало, что наливали всем, только с тем отличием, что квас с отваром плауна наливали только пьянице, а всем остальным – обычный квас. Потом садились за стол, и пьянице наливали самую обычную водку, как и всем (даже позволяли ему быть тамадой и наливать всем и себе самостоятельно, чтобы ничего не заподозрил). От выпитой водки вскоре наступала рвота, которая повторялась неоднократно. Два-три таких застолья – и к запаху и вкусу спиртного у пьяницы появлялось отвращение.

Чтобы помочь недавнему пьянице очистить организм и помочь перейти к нормальной трезвой жизни, применялись специальные сборы трав. Одним из самых эффективных средств считался хвойный бальзам. Надо заготовить свежие иголки одно-двухлетних веток сосны или лиственницы. В современных условиях для приготовления бальзама лучше всего использовать трехлитровую стеклянную банку. Банку наполнить хвоей на одну треть, и залить доверху чистой прохладной водой. Добавить столовую ложку сахара и маленький кусочек ржаного хлеба. Накрыть сложенной в несколько слоёв марлей, зафиксировать марлю резинкой. Поставить в малоосвещённое место, подальше от прямых солнечных лучей. Держать от 3 до 7 дней, пока не перебродит. Процедить через сито или марлю и перелить в чистые бутылки. Хранить в холодильнике. Пить в тёплом виде 2-3 раза в день по стакану во время или после еды.

А ещё казачьими целителями широко применялась трава «емшан», полынь горькая. Её казаки применяли особым способом. Свежие листья и соцветия полыни высушивали, перетирали в порошок, и этот порошок смешивали со сливочным маслом в соотношении 1/2 (то есть на одну объёмную часть порошка полыни две объёмные части масла). Замораживали (у многих хозяек в погребах хранился лёд), и давали человеку по 0,5 чайной ложки три раза в день. Этот кусочек полынного масла человек проглатывал и запивал несколькими глотками тёплой воды, а растапливалось масло уже в желудке, благодаря чему полынной горечи во рту почти не ощущалось. Этим средством лечили не только бывших пьяниц, но и выводили людей из запоя, снимали похмельный синдром, а также выгоняли глистов (паразиты не переносят горечь, а полынь – это самое горькое из натуральных природных средств).



Вернуться в раздел ВЕСТИ

Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
ДУХОВНИКИ протоиерей Владимир Первушин Духовник «Исетской Линии» ОВКО подъесаул Почта: duhovnik@islin-ovko....
Открыть раздел ДУХОВНИКИ
ХУТОРА И СТАНИЦЫПервичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация...
Открыть раздел ХУТОРА И СТАНИЦЫ
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть раздел НАШЕ ВИДЕО
ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различияФорма одежды Оренбургского казачьего войска...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ, знаки различия
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов...
Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ
МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИВ Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....

Открыть раздел МОЛОДЕЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)Было много причин остаться,И одна лишь причина – уйти.Не видал я такого братца,Но сплелись воедино пути.Ты не молод, не стар, не с лощеных.Оставляешь смех на потом....
Открыть раздел АЛЛЕЯ ПАМЯТИ БОЙЦОВ, КАЗАКОВ ПАВШИХ НА СВО БАРС-15 (ЕРМАК) и БАРС-6 (Форштадт)