ВЕСТИ
Российское казачество - исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу. За многовековую историю у казаков появилось много добрых традиций, в том числе – гербовладение.
Гербовладение - давняя традиция казаков, проявивших управленческие таланты на военной и/или гражданской службе. К примеру, Гетман Богдан Хмельницкий имел право на герб Пилава (получил этот герб от польского короля Владислава IV Вазы за военные заслуги), Гетман Пётр Дорошенко имел право на герб Сас (получил этот герб от польского короля Йонуша Казимира). Аналогичная традиция имела место и в Московском (Российском) государстве , в связи с чем, при вхождении в состав Московского (Российского) государства, права казаков на гербовладение были подтверждены в числе прочих прав .
По вхождении в Московского (Российского) государства, казаки активно интегрировались в состав управленческих кадров на военной и/или гражданской службе обретенного отечества и получали родовые гербы в порядке и на основаниях предусмотренных законодательством Российской Империи, к примеру известный всем казачий род героя Отечественной войны 1812 года Матвея Ивановича Платова, проявившего себя в качестве эффективного командира казачьими полками Войска Донского.
Герб, будучи продуктом сословного общества, после отказа представителей династии Романовых от прав на престол и преобразовании Российской Империи в республику перестал использоваться в связи ликвидацией сословий и их привилегий, в первую очередь в связи с неверной интерпретацией его значения.
Само по себе владение гербом не представляло никаких сословных привилегий, многие представители привилегированного сословия вообще этот визуальный атрибут, свидетельствующие об определенных управленческих навыках, не приобретали. Ликвидация сословных прав не повлекла запрет на использование герба, наоборот, расширила круг пользователей герба на лиц достигших определённых высот управления на военном и/или гражданском поприще.
Однако, представляется необходимым сказать, что при составлении гербов необходимо отказаться от использования элементов, прямо определяемых законодательством страны предшественника традиции как сословных, например: «дворянский шлем», «баронская корона» и пр. Также представляется недопустимым использование на территории Российской Федерации (как и других государств имеющих республиканскую форму правления) в качестве родовых гербов, гербы, содержащие сословные атрибуты страны предшественника традиции, в том числе потомками дворян, которые, впрочем, вправе пользоваться аллюзиями на родовые гербы (гербами без сословных атрибутов), что должно приветствоваться.
С учётом изложенного, представляется крайне важным возрождения традиционного права гербовладения в казачьем обществе, поскольку в своём устройстве оно наиболее близко ко времени появления указанной традиции, а также своей целью и предметом своего существования ставит возрождение в современной правовой среде своих традиций и находит в этом вопросе интерес и поддержку современного российского государства .
Отходя от историко-правовой природы вопроса, стоит сказать, что Родовой Герб для казака — это не просто фамильный знак, а живой символ его принадлежности к воинскому братству, хранитель семейной чести и проводник традиций. Он воплощает три ключевые ценности казачьей культуры: память предков, служебное достоинство и православную духовность.
Родовой герб является носителем казачьей идентичности, выполняет социальные, духовные, защитные функции.
Как носитель казачьей идентичности, выступает:
А) в качестве визуального кода казачьей социокультурной общности:
- Отличительный знак. Как воинское сословие, казаки использовали гербы вместо фамилий («Иван Казак с гербом «Конь и луна»»). Это позволяло узнавать «своих» в бою и на кругу.
- Доказательство благородства. В Российской империи гербы жаловались казачьей старшине (Платов, Ефремов) как знак перехода в привилегированное сословие за воинские заслуги.
Б) в качестве символа верности традициям, - через элементы герба отражающие казачий этос:
- Шашка/пика — воинская честь
- Конь — вольность
- Церковный купол — православная вера
- Река Исеть/Урал — связь с малой родиной
К примеру, герб донского рода Грековых включал дикого вепря — символ упорства в защите рубежей.
Социальные функции герба:
А) Является инструментом самоорганизации
- Закрепляют иерархию (владелец герба — офицер, имеет право командовать казаками)
- Маркирует территорию, объекты (может располагаться на объектах недвижимости)
Б) Служит механизмом передачи ценностей
- При посвящении мальчика в казаки ему вручали миниатюру родового герба с пояснением символов.
- Перед свадьбой невеста вышивала герб жениха на рушнике — знак принятия его рода.
Духовные функции герба:
А) Сакральная защита. Казаки верили, что герб:
- Оберегает от пули (если выгравирован на нательном кресте)
- Дарует победу (изображение на знамени)
- Привлекает Удачу, - у казаков был обычай класть щит с гербом под алтарь церкви для «освящения удачи».
Б) Христианские мотивы
80% исторических казачьих гербов включают:
- Православный крест
- Образы святых (Георгий Победоносец, Николай Чудотворец)
- Девизы из Псалтыри («Не в силе Бог, а в правде»)
Защитные функции герба в современный период:
А) Противодействие ассимиляции
- Для потомков казаков в диаспоре герб: заменяет утраченную родину (как у кубанцев в Аргентине)
- Служит удостоверением личности («Я — не просто Иванов, я — оренбургский казак»)
Б) Противодействие пропаганде бездуховности
- служит зримой связью настоящего с прошлым и будущим
- напоминает об обязательствах перед предками и потомками: «Казак без герба — что дерево без корней» (старая поговорка)
- является молитвой в красках (зримое исповедание веры).
В конце статьи стоит отметить и появление первого опыта в казачьих обществах, связанного с возрождением традиции гербовладения. Так, в уставе Хутора Екатерининского закреплено право казаков на родовой герб, который после утверждения кругом общества, подлежит включению в Хуторской Родословец. В настоящее время в хуторе ведется работа по разработке методических рекомендаций казакам по составлению личных (родовых) гербов.
*Автор статьи: хутор Екатерининский
Российское казачество - исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу. За многовековую историю у казаков появилось много добрых традиций, в том числе – гербовладение.
Гербовладение - давняя традиция казаков, проявивших управленческие таланты на военной и/или гражданской службе. К примеру, Гетман Богдан Хмельницкий имел право на герб Пилава (получил этот герб от польского короля Владислава IV Вазы за военные заслуги), Гетман Пётр Дорошенко имел право на герб Сас (получил этот герб от польского короля Йонуша Казимира). Аналогичная традиция имела место и в Московском (Российском) государстве , в связи с чем, при вхождении в состав Московского (Российского) государства, права казаков на гербовладение были подтверждены в числе прочих прав .
По вхождении в Московского (Российского) государства, казаки активно интегрировались в состав управленческих кадров на военной и/или гражданской службе обретенного отечества и получали родовые гербы в порядке и на основаниях предусмотренных законодательством Российской Империи, к примеру известный всем казачий род героя Отечественной войны 1812 года Матвея Ивановича Платова, проявившего себя в качестве эффективного командира казачьими полками Войска Донского.
Герб, будучи продуктом сословного общества, после отказа представителей династии Романовых от прав на престол и преобразовании Российской Империи в республику перестал использоваться в связи ликвидацией сословий и их привилегий, в первую очередь в связи с неверной интерпретацией его значения.
Само по себе владение гербом не представляло никаких сословных привилегий, многие представители привилегированного сословия вообще этот визуальный атрибут, свидетельствующие об определенных управленческих навыках, не приобретали. Ликвидация сословных прав не повлекла запрет на использование герба, наоборот, расширила круг пользователей герба на лиц достигших определённых высот управления на военном и/или гражданском поприще.
Однако, представляется необходимым сказать, что при составлении гербов необходимо отказаться от использования элементов, прямо определяемых законодательством страны предшественника традиции как сословных, например: «дворянский шлем», «баронская корона» и пр. Также представляется недопустимым использование на территории Российской Федерации (как и других государств имеющих республиканскую форму правления) в качестве родовых гербов, гербы, содержащие сословные атрибуты страны предшественника традиции, в том числе потомками дворян, которые, впрочем, вправе пользоваться аллюзиями на родовые гербы (гербами без сословных атрибутов), что должно приветствоваться.
С учётом изложенного, представляется крайне важным возрождения традиционного права гербовладения в казачьем обществе, поскольку в своём устройстве оно наиболее близко ко времени появления указанной традиции, а также своей целью и предметом своего существования ставит возрождение в современной правовой среде своих традиций и находит в этом вопросе интерес и поддержку современного российского государства .
Отходя от историко-правовой природы вопроса, стоит сказать, что Родовой Герб для казака — это не просто фамильный знак, а живой символ его принадлежности к воинскому братству, хранитель семейной чести и проводник традиций. Он воплощает три ключевые ценности казачьей культуры: память предков, служебное достоинство и православную духовность.
Родовой герб является носителем казачьей идентичности, выполняет социальные, духовные, защитные функции.
Как носитель казачьей идентичности, выступает:
А) в качестве визуального кода казачьей социокультурной общности:
- Отличительный знак. Как воинское сословие, казаки использовали гербы вместо фамилий («Иван Казак с гербом «Конь и луна»»). Это позволяло узнавать «своих» в бою и на кругу.
- Доказательство благородства. В Российской империи гербы жаловались казачьей старшине (Платов, Ефремов) как знак перехода в привилегированное сословие за воинские заслуги.
Б) в качестве символа верности традициям, - через элементы герба отражающие казачий этос:
- Шашка/пика — воинская честь
- Конь — вольность
- Церковный купол — православная вера
- Река Исеть/Урал — связь с малой родиной
К примеру, герб донского рода Грековых включал дикого вепря — символ упорства в защите рубежей.
Социальные функции герба:
А) Является инструментом самоорганизации
- Закрепляют иерархию (владелец герба — офицер, имеет право командовать казаками)
- Маркирует территорию, объекты (может располагаться на объектах недвижимости)
Б) Служит механизмом передачи ценностей
- При посвящении мальчика в казаки ему вручали миниатюру родового герба с пояснением символов.
- Перед свадьбой невеста вышивала герб жениха на рушнике — знак принятия его рода.
Духовные функции герба:
А) Сакральная защита. Казаки верили, что герб:
- Оберегает от пули (если выгравирован на нательном кресте)
- Дарует победу (изображение на знамени)
- Привлекает Удачу, - у казаков был обычай класть щит с гербом под алтарь церкви для «освящения удачи».
Б) Христианские мотивы
80% исторических казачьих гербов включают:
- Православный крест
- Образы святых (Георгий Победоносец, Николай Чудотворец)
- Девизы из Псалтыри («Не в силе Бог, а в правде»)
Защитные функции герба в современный период:
А) Противодействие ассимиляции
- Для потомков казаков в диаспоре герб: заменяет утраченную родину (как у кубанцев в Аргентине)
- Служит удостоверением личности («Я — не просто Иванов, я — оренбургский казак»)
Б) Противодействие пропаганде бездуховности
- служит зримой связью настоящего с прошлым и будущим
- напоминает об обязательствах перед предками и потомками: «Казак без герба — что дерево без корней» (старая поговорка)
- является молитвой в красках (зримое исповедание веры).
В конце статьи стоит отметить и появление первого опыта в казачьих обществах, связанного с возрождением традиции гербовладения. Так, в уставе Хутора Екатерининского закреплено право казаков на родовой герб, который после утверждения кругом общества, подлежит включению в Хуторской Родословец. В настоящее время в хуторе ведется работа по разработке методических рекомендаций казакам по составлению личных (родовых) гербов.
*Автор статьи: хутор Екатерининский
Количество просмотров:
Вернуться в раздел ВЕСТИ